Что делать, если банкомат выдал больше денег

Банкомат — это техническое устройство, в работе которого случаются ошибки. Если он выдал меньше запрошенного, человек паникует, звонит собственнику устройства, чтобы вернуть свои деньги. Но если банкомат выдал больше денег, чем списал, клиент попадает в смятение: вернуть эти средства или присвоить?

Банкомат выдал больше денег
Калимулина Ирина Александровна (Русанова)
Автор Бробанк.ру Ирина Калимулина
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению "Банковское дело". С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю "Финансы и кредит". Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru Открыть профиль

Разберемся, как вести себя в ситуации, когда банкомат выдал больше денег. Например, вы снимали 10 000 рублей, а устройство выдало 100 000 рублей. Что говорит закон по этому поводу, есть ли ответственность за присвоение этих средств. Подробная инструкция для «счастливчика».

Узнает ли банк об этом

Для начала разберемся, как банкомат выдает деньги. Внутри него размещены несколько кассет, в которые вставлены купюры. Во время инкассации пустые кассеты меняются на заполненные. Стандартный банкомат оснащен 4–6 кассетами, в которые суммарно вмещаются примерно 2500 банкнот.

Если человек снимает деньги, система понимает, сколько и из какой кассеты нужно выдать. Например, при обналичивании 15 000, могут выдать 15 купюр по 1000 или 3 по 5000. Возможные и любые другие смешанные варианты купюрами разного номинала, которые в сумме составят запрошенные 15 000.

Если банкомат выдал лишние деньги, причины могут быт ьразными:

  • Человеческий фактор. Например, в кассету загрузили купюры не того номинала. Или в кассету с купюрами по 1000 нечаянно занесены несколько по 5000.
  • Технический сбой, в том числе и в результате воздействия посторонних. Например, хакеры взломали систему.

Может ли банкомат неправильно посчитать деньги? Да, может. Вследствие какой-то ошибки. На практике такие случаи, хоть редко, но встречаются. Поэтому важно знать, как действовать.

Надеяться, что ситуация пройдет незамеченной, не стоит. Все совершаемые с устройством операции отслеживаются. Если будут обнаружены финансовые расхождения, банк обязательно инициирует проверку согласно собственному регламенту.

Помните, банк обязательно вычислит, кому устройство выдало больше денег, не сложно. Система работает так, что все транзакции обрабатывают и записывают, плюс ведется видеонаблюдение. Много времени на выявление «преступника» не понадобится.

Банку не составит труда понять, кому из клиентов ушли средства, ошибочно выданные банкоматом

Что делать, когда банкомат выдает больше денег

Не оставляйте выданные деньги в банкомате, заберите их. На каждом устройстве есть телефоны техподдержки. Позвоните по ним и расскажите о ситуации. Вам дадут инструкцию по действиям. Если эти номера не отвечают, звоните на горячую линию банка, который обслуживает банкомат.

Что будет делать банк

Расхождения в отчетности выявляют специальные сотрудники при проверке, и благодаря самим клиентам. Если вдруг устройство вместо купюр в 100 рублей выдает по 1000, клиенты обращаются по указанным телефонам и информируют об этом банк. Также о сбое сигнализирует и сама система, поэтому ошибку оперативно устраняют, а банкомат удаленно отключают на время исправления ситуации.

Об единичной ошибке банк узнает только по итогу инкассации. Он увидит недостачу и начнет расследование. Проверит все транзакции, видео с камер и найдет человека, который присвоил деньги.

Если банкомат для клиента сторонний, то предварительно подается запрос в банк, по карте которого прошла операция, чтобы получить данные держателя.

Владельца карты обязательно найдут, далее действия банка будут такими:

  1. Связь по телефону. Если это внутренний клиент, номер телефона уже есть в базе. Если чужой, информацию запрашивают в стороннем банке. Ведутся переговоры, после которых человек обычно соглашается добровольно вернуть средства.
  2. Если с клиентом невозможно связаться, например, его номер телефона не актуален, то банк может просто снять излишек с его счета. Конечно, это возможно только при условии, что клиент обслуживается в этой организации. Если в другой, банк подаст компании-эмитенту сообщение для клиента. Если известен адрес проживания или прописки, по нему направят официальное письмо с просьбой вернуть деньги.
  3. При уклонении от возврата излишне выданных денег пострадавшая сторона вынуждена обратиться в полицию, а затем и в суд.

Если банкомат выдал больше денег, ответственность неминуема. Вроде как это банковская ошибка, человек не виноват, что устройство решило выдать ему больше снимаемого, но ответственность за это он несет.

Обычно клиенты сами соглашаются вернуть сумму, полученную в банкомате по ошибке

Возбуждение дела

На практике это случается редко, так как стандартно удается уладить ситуацию полюбовно, договорившись. Человек в процессе диалога с банком понимает ответственность и возвращает средства. В случае обращения пострадавшей стороны в полицию может быть заведено уголовное дело по одной из статей в зависимости от ситуации:

  • мошенничество;
  • кража;
  • неосновательное обогащение.

Но все же здесь нет речи о краже или мошенничестве, потому что у человека не было умысла присваивать себе чужое имущество. Поэтому обычно все же дело ведется по неосновательному обогащению — ГК 1102. По закону такие деньги обогатившийся обязан вернуть.

Ответчик (тот, кто получил деньги) кроме “лишней” суммы обязывается покрыть расходы истца (банка) на госпошлину, на юридическое сопровождение

Все обычно заканчивается судебным заседанием, где в подавляющем числе случаев банк признают пострадавшей стороной. А ответчика кроме лишней суммы обязуют покрыть расходы истца на госпошлину и юридическое сопровождение. Кроме того, банк правомочен начислять проценты на эту сумму. Так что, если банкомат выдал больше денег, последствия точно будут. Поэтому лучше как можно быстрее добровольно вернуть эти средства.

Согласно ГК РФ Статье 1102 Гражданин обязан вернуть неосновательное обогащение. Если он это не делает, пострадавший взыскивает ущерб через суд.

Если банкомат выдал меньше

Ошибки банкоматов чаще бывают именно обратными, когда устройство выдало одну сумму, а списало больше. Например, человек снимает 10 000, а выдали ему только 9000. Риск совершения такой убыточной транзакции есть всегда, вне зависимости от обслуживающего устройство банка.

Если банкомат выдал не всю сумму, нужно оперативно позвонить по номеру телефона, который указан на устройстве. Рядом с телефоном указан номер банкомата, его лучше записать или сфотографировать, при беседе с консультантом по телефону назовите его.

Обычно банк решает вопросы, связанные с недостаточной выдачей денег, в пользу клиента

Обратитесь в офис банка, обслуживающего карту и напишите заявление. Готовьтесь, что рассматривать обращение будут в течение 30 дней. Далее, если все подтвердится, деньги вернут обратно на карту.

Может ли банкомат ошибиться? К сожалению, да. Как в большую, так и в меньшую сторону. Если банкомат перепутал купюры, выдал меньше или больше, нужно быстро действовать, чтобы не остаться пострадавшим или виноватым. В каком устройстве произошла ошибка — в терминале или банкомате, разницы нет. Алгоритм действий идентичный.

Частые вопросы

Можно ли не возвращать лишние деньги, которые выдал банкомат?
Если не вернете, банк в любом случае вас вычислит и при необходимости обратиться в суд для возврата денег.
Куда обращаться, если банкомат выдал больше денег?
В техническую поддержку — номер телефона есть на банкомате. Или звоните на горячую линию банка, который это устройство обслуживает.
Что будет, если клиент не заметил, что банкомат выдал больше?
В этом случае клиент узнает об этом от банка, который начнет расследование.

Источники:

  1. Консультант Плюс, ГК РФ Статья 1102. Обязанность возвратить неосновательное обогащение: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/49f09b23a7383f77a52746e03ffe821d13bd9b4e/

Комментарии: 2

По порядку
  1. Раяна

    То есть при снятии наличных с карты, если ты случайно нажала цифру превышающую сумму на твоей карте, при сбое банкомат может выдать тебе эту сумму? Даже если ты повторить процедуру?
    И ещё банкомат может прислать уведомление на телефон что сняли столько денег если их не было на карте? И сколько времени потребуется чтобы банк узнал об этом?
    Ответьте пожалуйста на все вопросы, очень надо.

    0
    1. Анна Попович

      Уважаемая Раяна, при сбое средства могут быть выданы однократно, вероятность повторной выдачи большей суммы ничтожно мала. Информация о некорректной выдаче будет известна банку после сверки фактического остатка наличных с проведенными операциями, не исключено, что в этот же день. Более того, если вы присвоите эти средства, то такие действия наказываются в соответствии со статьей «Неосновательное обогащение» ГК РФ, а намеренное использование технического сбоя в работе банкомата для присвоения денежных средств является кражей в рамках ст. 158 УК РФ.

      0