Через сколько обновляется кредитная история?

Когда у заемщика «портится» кредитная история (КИ), он начинает искать как ее исправить, улучшить, «зачистить». А если вдруг это сделать не выйдет, то через сколько времени она обновится сама? Не всегда такие ситуации происходят по вине клиента. Бывает и так, что гражданин исправно платил по всем кредитам, все у него было вовремя, а при следующем обращении к кредитору ему отказывают. Бробанк.ру подскажет как не допустить такого и научиться самостоятельно контролировать свою финансовую ответственность и знать, какой ее видят банки.

Даже добросовестный плательщик может получить не лучшую кредитную историю
Трескова Клавдия Анатольевна
Автор Бробанк.ру Клавдия Трескова
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Эксперт в области финансовой грамотности и инвестиций. Образование высшее экономическое. Опыт работы в банке – более 15 лет. Регулярно повышает квалификацию и проходит курсы по финансам и инвестициям, что подтверждено сертификатами Банка России, Ассоциации Развития Финансовой Грамотности, Нетологии и других образовательных платформ. Сотрудничает со Сравни.ру, Тинькофф Инвестиции, ГПБ Инвестиции и другими финансовыми изданиями. treskova@brobank.ru Открыть профиль

Что такое КИ и у кого она находится

При открытии любого кредитного счета в банке клиенту открывается кредитная история. Не обязательно получить в долг наличные, это может быть покупка дорогостоящей мебели в кредит, открытие кредитной карточки, рассрочка на смартфон, непродолжительный овердрафт или автокредит. Даже заявка в банк, которая была отклонена, все равно фиксируется в КИ клиента, и приобретает статус «Отказано».

Все данные о заемщике попадают в Бюро кредитных историй (БКИ), в то в котором обслуживается данный банк. На данный момент в России зарегистрировано 13 БКИ. Если клиент открывает кредит в одном кредитном учреждении, рассрочку в другом, а оформляет кредитку в третьем, то сведения о его КИ могут одновременно храниться в 2-3 БКИ.

Банки и другие финансовые организации, которые занимаются кредитованием, обязаны в срок до 5 дней отсылать все сведения об изменениях происходящих в КИ клиентов. К такой информации относится:

  • заключение договора;
  • внесение любого платежа – на погашение основной суммы долга, пени, процентов, просроченных процентов, штрафных взносов и неустоек;
  • закрытие кредита.
Даже отклоненная заявка в банк фиксируется в КИ клиента

Даже отклоненная заявка в банк фиксируется в КИ клиента

КИ каждого клиента содержит такие сведения:

  • в титульной части данные о БКИ, в котором она хранится;
  • персональные сведения: ФИО, дата рождения, место проживания, паспортные данные, контакты;
  • общие сведения о полученных и погашенных кредитах;
  • расшифровка цветных идентификаторов, которые информируют о своевременности платежей;
  • краткие данные о займе: где, когда, на какую сумму, как долг погашался, статус кредита на данные момент;
  • перечень решений по кредитам, на которые когда-либо подавал заявки клиент;
  • сведения о том, кто и когда запрашивал КИ.

У юридических лиц последний раздел в КИ отсутствует. Такие сведения доступны только физическим лицам.

Кто обращает внимание на «чистую» КИ

Информацию из КИ запрашивают не только банки. Иногда ее просмотр могут инициировать работодатели при приеме на работу и страховые компании, которые хотят обезопасить себя от заключения договора с мошенником.

Наличие нескольких просрочек, непогашенных займов может стать поводом для обращения к страховщику для заключения договора на страхование, с последующей подстройкой предумышленного страхового случая. Поэтому наличие плохой КИ повод для страховщика отказать в страховании или пересмотреть его условия.

Работодатель при приеме на работу также пристально изучает финансовую ответственность соискателя. Наличие закредитованности говорит о неумении распоряжаться денежными средствами. Поэтому в приеме на должность бухгалтера, снабженца, завсклада или руководителя отдела такому претенденту будет, скорее всего, отказано. Работодатель не может без ведома гражданина запрашивать его КИ.

Он обязан предварительно заручиться разрешением соискателя на запрос. В КИ гражданина хранятся персональные сведения, которые охраняются по закону и без согласия владельца, БКИ не имеют право их выдавать. Для получения КИ претендента он должен дать письменное разрешение с личной подписью для направления запроса в БКИ работодателем.

Лица, заинтересованные в доступе к КИ, могут его получить с письменного согласия клиента

Лица, заинтересованные в доступе к КИ, могут его получить с письменного согласия клиента

Чаще всего запрашивают КИ банки и другие кредитные организации. При выдаче кредита менеджер совместно со службой безопасности соберет все имеющиеся сведения в БКИ о долгах и исполнении графиков погашения. Благонадежным клиентам с «позитивной» КИ кредитные организации выдают средства под более низкие ставки и на более длительный срок.

Как часто происходит обновление

Обновление КИ происходит постоянно, при наступлении каких-либо изменений в источниках, которые подают сведения в БКИ, но не позднее 5 дней с момента наступления таких событий. Такой порядок прописан п. 5 ст. 5 ФЗ №218 от 03.08.2018 г. Источники, которые влияют на формирование КИ:

  • банки и все кредитно-финансовые организации, у которых с клиентом имеются договорные отношения;
  • жилищно-коммунальные хозяйства;
  • поставщики услуг связи;
  • государственные органы, которые контролируют исполнение обязательств граждан по алиментам, коммунальным услугам, оплату за наем жилья и услуги связи.

Изменение данных со стороны любого из этих источников считается изменением данных. Дополнительные поводы для обновления КИ – перемены в персональных сведениях клиента: смена паспорта, фамилии, имени, отчества, места жительства и других.

Обновление КИ может происходить и по инициативе клиента в случае самостоятельного обнаружения ошибки в данных. В этом случае гражданин обращается в БКИ с указанием ошибки и документов, подтверждающих необоснованность указанных данных. Например, данные о последнем платеже по кредиту, которые не внесены, могут накапливать колоссальные просрочки.

Наличие квитанции станет поводом для инициации пересмотра и обновления КИ. Бюро самостоятельно напрямую с банком урегулирует сложившуюся ситуацию. При отсутствии исправления в КИ спустя 30 дней после направления запроса, гражданин вправе получить письменный ответ с обоснованием причин задержки со стороны БКИ или обратиться в суд.

Как найти данные о своей КИ

Любой гражданин РФ может запросить данные о своей КИ в том Бюро, в котором она хранится. Для этого ему необходимо знать свой код субъекта КИ. Узнать его можно из последнего оформленного кредитного договора. Бюро обязаны предоставлять информацию бесплатно дважды в год, один раз на бумажном носителе, такие изменения вступили в силу 31 января 2019 года, до этого бесплатный запрос можно было делать один раз в год. Все последующие запросы клиентом оплачиваются по тарифу, установленному в БКИ.

Чтобы узнать в каких бюро хранятся все его данные о КИ, клиент может оформить запрос на портале Госуслуг в адрес Центрального каталога КИ. В ответ придет перечень бюро, в каждый из них клиент может отправить по 2 бесплатных запроса в год, количество платных не ограничено. Более подробную информацию можно найти на Brobank.

Чтобы ускорить процесс получения информации, стоит знать код субъекта КИ

Чтобы ускорить процесс получения информации, стоит знать код субъекта КИ

Чтобы взять КИ на бумажном носителе придется обратиться в Бюро лично с паспортом. Многие банки предоставляют возможность своим клиентам запросить КИ онлайн, через Личный кабинет или Мобильное приложение. Некоторые кредитные организации предоставляют услугу бесплатно при подаче заявки на кредит, в других эта процедура платная.

Через сколько лет обновится плохая КИ

Обнулить, зачистить, уничтожить, исправить какими-либо способами КИ нельзя. Повлиять на динамику может только своевременное исполнение клиентом взятых на себя обязательств. Поэтому любые предложения для заемщиков про «улучшение» его КИ без его участия – мошенничество.

Только отсутствие задолженностей на протяжении 10 лет, после погашения последнего долга и своевременная оплата всех текущих обязательств по ЖКХ, алиментам и другим платежам способна обнулить КИ. Но в такой ситуации обнулится любая кредитная история, как плохая, так и хорошая.

В каких обстоятельствах КИ аннулируется

КИ заемщика аннулируется спустя 10 лет после последнего изменения по долгу. Это регламентировано ст. 7 ФЗ № 218 от 22.12.2004 г. Если гражданин не открывал никаких новых кредитов и не брал в кредитных учреждениях в долг, то его досье аннулируется полностью.

Аннулирование КИ также происходит в таких ситуациях:

  • по решению суда;
  • при оспаривании кредитного досье в полном объеме.
Не надо верить мошенникам, которые обещают чудесное улучшение КИ

Не надо верить мошенникам, которые обещают чудесное улучшение КИ

Во всех этих ситуациях КИ обнуляется и исключается из перечня хранимых в Бюро.

Как повлиять на обновление КИ

Можно повлиять на улучшение плохой КИ заемщика легальными путями:

  1. Обратиться в МФО. Эти организации кредитуют охотнее, чем банки, что обосновано процентами, которые они запрашивают за свои услуги. Процентная ставка в МФО достигает 150-380 %. Суммы выдают небольшие и на короткие сроки. Своевременное исполнении обязательств положительно отразится на КИ и поможет восстановить кредитный рейтинг заемщика.
  2. Открыть кредитную карту. Банки проще идут на оформление кредитки, чем на выдачу наличных. При плохой КИ карта будет с жесткими ограничениями. Например, сумма для снятия до 3-5 тысяч, срок возврата заемных средств 30-60 дней, процентная ставка самая высокая в своей линейке. Но возврат средств вовремя или даже раньше срока повысит кредитный рейтинг и улучшит КИ заемщика.
  3. Купить товар в рассрочку и исправно платить все платежи или внести сумму до окончания срока. Такое отношение к финансовым обязательствам тоже повлияет на КИ в позитивном направлении.
  4. Предоставить пояснительные документы. В некоторых ситуациях клиент оказывается в тяжелых жизненных обстоятельствах: попадает под сокращение, получает серьезное увечье, становится жертвой форс-мажора. Часть кредитных учреждений лояльно относится к таким проблемам. При предоставлении пакета документов и справок проводят пролонгацию договора или снимают просрочки с клиента, образовавшиеся, например, за период его болезни. Как поступит кредитное учреждение в той или иной ситуации предугадать сложно, но попытаться доказать свою финансовую ответственность можно.

По закону информация о КИ должна обновляться в течение 5 рабочих дней с момента наступления каких-либо изменений, но по факту данные могут не поступать к Бюро гораздо дольше. Поэтому финансовые аналитики советуют хотя бы раз в год интересоваться собственной КИ, запрашивать ее для мониторинга и выявления случайных ошибок.

Комментарии: 2

По порядку
  1. Елена

    Здравствуйте. Больше 10 лет назад брала не большой кредит,вначале проплачивала,потом перестала,несмогла,соответственно пошли просрочки,кредит перепродали а потом закрыли. Сейчас нужна большая сумма нигде не дают. Ездили в брокерское там взяли выписку из нбки и там 45 просрочек по тому кредиту. Отказ. Подскажите мне чтоб улучшить ки сейчас могут дать в кредит товар,например компьютер? Выплаты будут сделаны в срок? Если нет то ки у меня очистится через 10 лет?

    0
    1. Анна Попович

      Уважаема Елена, бюро кредитных историй должны хранить данные в течение 10 лет с момента последнего изменения, внесенного в КИ. Если вы хотите улучшить КИ, то вы можете воспользоваться программой «Кредитный доктор» или взять займ в МФО и вовремя вносить платежи.

      0