Банки и мобильные операторы не могут справиться с телефонными мошенниками

Улов телефонных мошенников исчисляется миллиардами рублей, и остановить произвол не могут ни российские банки, ни операторы сотовой связи, ни власти.

Банки и мобильные операторы не могут справиться с телефонными мошенниками
Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор Бробанк.ру Ольга Пихоцкая
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@brobank.ru Открыть профиль

Так, в конце 2021 года вступили в силу поправки в закон «О связи», в соответствии с которыми операторы должны пресекать международные телефонные звонки и SMS, в которых происходит подмена номера, а нарушителей ожидают штрафы. Однако эти меры не дали ожидаемого результата, и злоумышленники продолжают терроризировать россиян.

В ВТБ начали фиксировать жалобы клиентов, связанные с телефонными звонками от жуликов, в апреле 2021 года. Начиная с этого момента, были собраны данные по 1,4 миллиона номеров, 800 тысяч из которых банк расценил как подменные. При этом только за декабрь прошлого года от граждан было получено 370 тысяч сигналов, и практически все подозрительные номера оказались подменными (на 10% выше показателей ноября).

В свою очередь, Почта Банк и Росбанк заявляют, что вступившие в силу поправки не привели к спаду количества звонков клиентам от мошенников. Газпромбанк отметил некоторое снижение числа обращений жуликов по телефону и фальшивых СМС, но отнюдь не полное их прекращение. О позитивных изменениях говорят в банке «Открытие», однако предупреждают, что без системного контроля не обойтись, одной лишь блокировки подменных зарубежных звонков будет недостаточно.

Представители финансовых организаций считают, что новый закон поможет исправить ситуацию с подменными телефонными номерами. Но мобильные операторы должны активнее действовать в направлении их своевременной блокировки. Кроме того, следует ужесточить контроль над участниками рынка телекоммуникационных услуг из числа тех, кто не торопится претворять закон в жизнь, так как угроза штрафов на них не действует, а страдают в результате и граждане, и банки.

Стоит отметить, что операторы связи имеют техническую возможность блокировать зарубежные звонки якобы с российских стационарных номеров. Например, «МегаФон» на протяжении последних нескольких лет решает эту проблему самостоятельно и каждый месяц пресекает около 300 тысяч подобных звонков. Однако загвоздка состоит в том, что международные вызовы проходят по IP, а в отечественную телефонную сеть попадают по вине непорядочных операторов, которые либо сами подставляют российские номера, либо позволяют это сделать своим клиентам.

По словам представителей банков, мобильные операторы нередко предлагают им платную услугу по контролю и решению данной проблемы. Но ситуацию усложняет тот факт, что различные цифровые АТС и сервисы применяют связанные с подменными номерами технологии на законных основаниях и в целях, далеких от мошенничества. В этой связи даже использование определителя мало поможет, так как гарантированно выявить подменный номер могут только операторы связи.

Для защиты от телефонного мошенничества банки предпринимают следующие шаги:

  1. Внедрение современных технологий и интеграций. Так, сотрудничество Тинькофф с сетевыми операторами привело к созданию бесплатной площадки, которая поможет защититься от звонков с подменных номеров. Кроме того, в определитель номера «Яндекса» была интегрирована платформа Tinkoff Call Defender, способная идентифицировать подмену официальных телефонных номеров банков. Сбербанк также использует собственную систему проверки номеров.
  2. Привлечение клиентов к защите своих финансовых интересов. Например, ВТБ создал отдельный профиль безопасности, где каждый пользователь сможет оценить уровень своей защищенности и установить персональные ограничения по использованию банковских продуктов. А в Альфа-Банке недавно была запущена программа по вознаграждению клиентов, предоставивших сведения о мошенниках.
  3. Лоббирование поправок в законы. Так, ВТБ выступил с инициативой создания реестра телефонных номеров юридических лиц (прежде всего – ведомств), которые закон запрещает использовать в виртуальном формате. Тем самым будет обеспечено распознавание обладателя виртуального номера.

Кроме того, ВТБ считает, что банкам нужно разрешить замораживать счета дропперов на 30 дней до судебных разбирательств. Лица, которые помогают злоумышленникам обналичивать средства, должны лишиться этой возможности. Но такая мера будет результативной только в том случае, если применять ее будут все организации в обязательном порядке. Помимо этого, следует разработать принципы и правила блокировки, чтобы у добросовестных клиентов не возникло проблем с совершением p2p-переводов.

По информации МВД России, в период с января по ноябрь 2021 года телефонные аферисты выманили у граждан 45 миллиардов рублей. Каждому седьмому жителю страны довелось столкнуться с обманом, причем половина пострадавших самостоятельно сообщила мошенникам пароли и коды доступа к собственным средствам.

По материалам Frank RG

Комментарии: 0