Почему цены на продукты не снижаются

Генпрокуратура РФ получила от крупнейших производителей продовольствия письмо, в котором бизнесмены поясняют, почему не опускают цены на продукты питания, хотя рубль в последнее время укрепился.

Почему цены на продукты не снижаются
Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор Бробанк.ру Ольга Пихоцкая
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@brobank.ru Открыть профиль

Разбирательство инициировали ритейлеры, в том числе «Магнит» и Х5 Group (торговые сети «Перекресток», «Карусель» и «Пятерочка»), которые в апреле 2022 года обратились к производителям с требованием снизить цены.

Поставщики, со своей стороны, заявили, что повышения из-за скачка курса не было, и товары не могут стоить дешевле. В результате Генпрокуратура потребовала от Ассоциации компаний розничной торговли предоставить информацию о тех производителях, которые отказываются снижать цены.

Среди 11 авторов пояснительного письма – «Руспродсоюз», Национальная мясная ассоциация, «Русбренд», «Союзмолоко» и другие крупные организации. Одним из важных факторов, формирующих себестоимость продуктов и их отпускную цену, пищевики называют валютный курс. По их утверждению, цены в долларах на готовую продукцию, сырье и комплектующие материалы сейчас не отличаются стабильностью.

Поставщики подчеркивают, что во всем мире наблюдается тенденция подорожания продуктов. Так, в марте 2022 года на беспрецедентные 12,6% вырос индекс цен ФАО (Food and Agriculture Organization), а мировые цены взлетели на 33,6%, обновив тем самым исторический максимум. Кроме того, все производственные этапы в той или иной мере зависят от зарубежной составляющей. Например, импортная упаковка за последние несколько недель прибавила в цене от 15% до 20%, а отдельные виды тары подорожали на 42%-45%.

В мире усугубляются транспортные проблемы и, как следствие, дорожает логистика. Если до недавнего времени доставка продуктов питания из стран Евросоюза обходилась в 3 тысячи евро за фуру, то сейчас цена выросла до 12 тысяч евро.

Также бизнес не обошел вниманием и вопрос подорожания банковских кредитов: начиная с февраля 2022 года процентная ставка для компаний с 7%-10% поднялась до 25% годовых. Если учесть, что оплата товаров со стороны торговых сетей происходит не сразу, а на протяжении 40 дней, риски кассовых разрывов становятся выше. Все необходимые расчеты были предоставлены профильными ассоциациями Генпрокуратуре.

По мнению юристов, в условиях повышения логистических затрат подорожание продуктов питания является обычной мировой практикой. Правомерность роста цен может подтвердить прокурорская проверка. Не исключено, что аналогичная процедура также затронет продавцов строительных материалов, хозтоваров, лекарственных препаратов и пр.

По требованию властей цены на отдельные категории товаров могут быть снижены. Но такая возможность должна получить обоснование в ходе объективного анализа затрат бизнеса: если завод удерживает цены на допустимом уровне путем сокращения маржи, а расходы на логистику поднялись, то санкций удастся избежать.

Если же проверка не выявит реального роста затрат, производители могут получить предписание установить максимально возможную наценку на товар (подобная ситуация наблюдалась в 2021 году с подсолнечным маслом и сахаром).

Ситуацию прокомментировали и ритейлеры. Так, торговая сеть «Верный» проводит переговоры с поставщиками на предмет сокращения закупочных цен. Некоторые из них согласны с прямым снижением, другие – идут на возобновление промоактивности. Более доступные цены и регулярные акции являются следствием укрепившегося курса рубля и снижения ажиотажного спроса на отдельные группы товаров.

В свою очередь, в сети «Лента» сообщили, что цены действительно снижают некоторые поставщики из числа тех, кто связывал их скачок с курсовыми колебаниями. Однако такой шаг не может компенсировать заявленное ранее подорожание.

По материалам «Известий»

Комментарии: 0