Банки отказывают в кредитных каникулах

От заемщиков, которые столкнулись с трудностями при получении кредитных каникул, начали поступать жалобы. Большинство граждан, обратившихся в банки по этому поводу, уходят ни с чем.

Банки отказывают в кредитных каникулах
Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор Бробанк.ру Ольга Пихоцкая
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@brobank.ru Открыть профиль

В свою очередь, в кредитных организациях мотивируют отказы наличием просрочек, действующими на текущий момент каникулами или несоответствием заявителя актуальным требованиям. По мнению экспертов, условия программы излишне строги и нуждаются в изменениях на законодательном уровне.

Согласно результатам опроса крупнейших российских банков, количество клиентов, подавших заявление на предоставление льготы, насчитывает десятки тысяч. И это – только за первый месяц начала действия поправок к закону 106-ФЗ.

В частности, в марте 2022 года ВТБ принял порядка 7 тысяч заявок, Райффайзенбанк – 3,5 тысячи, половина из которых была удовлетворена. Почта Банк предоставил кредитные каникулы более чем 3 тысячам заемщиков (общее количество заявок неизвестно). Росбанк зарегистрировал 1,2 тысячи обращений, и свыше 370 граждан получили льготу, а ПСБ удовлетворил почти половину из полученных 500 заявок.

В свою очередь, СберБанк скрыл сведения о количестве принятых обращений, но, как считают эксперты и конкуренты финучреждения, речь может идти о нескольких десятках тысяч заявлений. В целом, можно сделать вывод, что кредитные организации удовлетворяют от 30% до 50% запросов заемщиков на предоставление каникул.

Центробанк признал факт поступления обращений от граждан по поводу невозможности воспользоваться кредитными каникулами. Регулятор при этом заявил, что количество таких заявлений пока незначительно. Об участившихся жалобах банковских клиентов говорят и защитники прав заемщиков.

Как известно, действие каникул распространяется на потребительские, ипотечные и автомобильные кредиты, а также на задолженность по кредитным картам. Льготный период длится 1-6 месяцев, а воспользоваться им можно однократно по каждому кредитному договору.

Банки не имеют права требовать плату за кредитные каникулы

По словам банкиров, существует несколько причин для отказа в предоставлении каникул. К примеру, Райффайзенбанк заявил, что отклоняет 95% заявок из-за того, что кредиты не подпадают под условия действия программы (сумма займа выше установленной законом, доход заемщика снизился менее чем на треть). «Ренессанс Кредит» отказывает клиентам при наличии просрочки, образовавшейся до 01.03.2022 года. А в «Уралсибе» дополняют список причин уже имеющимися действующими ипотечными каникулами.

Как уточняют в службе финансового уполномоченного, при необоснованном отказе заемщику в праве получения каникул банковская организация может столкнуться с рисками. Прежде всего, это – имущественная ответственность перед клиентом, включая возмещение убытков. В этом случае гражданин имеет все основания для обращения в суд, где признают незаконность отказа, а финучреждение обяжут изменить условия заключенного договора.

Со своей стороны, защитники прав заемщиков заявляют о необходимости корректировки закона о кредитных каникулах. Например, правильным решением было бы закрепление расчета лимитов в соответствии с остаточным размером долга на день подачи заявления на предоставление кредитных каникул.

В то же время граждане, которые уволились с работы по собственному желанию, столкнутся с трудностями при получении каникул. Это связано с тем, что подтвердить статус безработного в этом случае сможет только биржа труда.

Также многим заемщикам станет сложнее подтверждать факт снижения собственного дохода. Дело в том, что фиксированный оклад у значительной части россиян составляет приблизительно четверть от ежемесячных поступлений. Основная же часть регулярного дохода включает премии, проценты с продаж, бонусы и др. Кроме того, правительством пока не разработаны формы справок, которые бы подтверждали отсутствие таких доходов, и не даны исполнителям соответствующие указания.

По материалам издания «Коммерсантъ»

Комментарии: 0