Сергей Студенников — создатель одной из самых узнаваемых торговых сетей страны «Красное & Белое». Предприниматель начинал с нуля, без стартового капитала, влиятельных связей и инвесторов.
Позже он открыл один магазин, потом второй, а дальше — сеть, которая выросла в десятки тысяч точек. Сегодня его имя стабильно фигурирует в списках Forbes, а капитал исчисляется миллиардами долларов. Расскажем, кто такой Сергей Студенников, какая у него биография, с чего начинал и как основал «Красное & Белое».
Кто такой Сергей Студенников
Сергей Студенников создал сеть «Красное & Белое», которая за несколько лет стала вровень с крупнейшими игроками на алкогольном рынке страны.
Удивительно, но на виду Студенников редко появляется. Почти никогда не дает интервью, а пиар — не его история. Благодаря таким качествам, как расчет, упорство и чутье, Сергей Петрович сумел построить огромную сеть магазинов. Его имя регулярно появляется в списках самых состоятельных людей России.
Сергей Студенников — единственный российский миллиардер, которому удалось увеличить капитал более чем в 2 раза за 2024 год. Но он сам к таким результатам и рейтингам относится спокойно.
Где он родился и какое образование получил
Будущий миллиардер родился в небольшом селе Левокумское в Ставропольском крае 24 марта 1967 года. Вскоре после его рождения семья переехала на Урал, в Челябинскую область в город Бакал. Именно там прошло детство Сергея. Город был шахтерский, суровый и оставил у него немало ярких, порой тяжелых воспоминаний.
«Это был город горняков и шахтеров. Я хорошо помню, как люди лежали на улицах в непотребном состоянии — независимо от времени года», — вспоминал он в интервью РБК.
Будущий владелец КБ жил скромно, но с мечтой. С юных лет Сергея тянуло к торговле. Не к бизнесу в классическом понимании, а к самой идее стоять за прилавком. В детстве его часто отправляли в магазин, и он с завистью смотрел на продавца: тот не стоял в очереди, не ждал, не нервничал. Просто делал свое дело по ту сторону кассы.
После школы Сергей Петрович поступил в Саткинский горно-керамический техникум. Высшее образование получать не стал. Учеба закончилась, и сразу началась работа. Сперва по специальности, в горнодобывающей отрасли. Потом армия. А дальше все резко поменялось.
Вернувшись со службы, Сергей Студенников отправился в Челябинск без денег и знакомств. Зимней ночью оказался на вокзале и провел там не один день. Денег не было даже на жилье, не то что на планы. Несколько недель жил прямо на вокзале, днем подрабатывал грузчиком на рынке, хватался за любую возможность.
Тот этап жизни вспоминать предприниматель не любит. Как сам говорил, приходилось буквально «зубами цепляться за жизнь». Время было тяжелое: дефицит, очереди, спиртосодержащие жидкости вроде тройного одеколона вместо нормального алкоголя, грязная работа, выматывающие дни. Но именно тогда закалился характер. Там зародилось то, что позже выльется в одну из самых заметных историй розничного бизнеса в России.
Как Сергей Студенников строил карьеру
Путь Студенникова в бизнесе — это не история с активным стартом и быстрыми деньгами. Все шло постепенно. Сначала просто торговля. В 90-х он занимался алкоголем, табаком, строительными материалами. Надо было просто выживать и зарабатывать.
Иногда продавал из палатки, иногда — через мелкие магазины. Был и опыт оптовых поставок. Работал много и внимательно смотрел по сторонам: что берут, как меняется спрос, где слабые места у конкурентов. Сергей Петрович стремился понять, как устроена розница изнутри.
С чего начинал
Свое дело Сергей Студенников начал еще в конце 80-х. Это были непростые времена, страна переживала антиалкогольную кампанию. Все казалось парадоксальным: тебе 18, по закону можно выпивать, а купить негде. Алкоголь исчезал с полок моментально. Люди искали, где достать хоть что-то, шли на крайние меры, пили суррогаты.
Бизнесмен потом признавался, что хорошо помнит ту атмосферу: пустые прилавки, очереди, нелепые ограничения. И при этом — растущий спрос. Неудивительно, что рынок начал формироваться стихийно. Но за этим стояла реальная беда: от некачественного алкоголя умирали люди.
Уже в 90-х Сергей Петрович занялся торговлей. В его ассортименте тогда были алкоголь, сигареты, стройматериалы. Все, что нужно людям, и все, что можно было выгодно продать. Бизнес был простой, но в нем он чувствовал себя уверенно. Постепенно выстраивал схему, набирался опыта, учился на ходу.
Как стал основателем Красное Белое
В 2006 году Сергей Студенников открыл первый магазин «Красное & Белое» в Копейске, небольшом городе Челябинской области. Время оказалось подходящим: страна только-только переходила на ЕГАИС, импорт алкоголя сократили, и на полках возник дефицит. Люди искали, где купить спиртное, и новый формат оказался как нельзя кстати.
Спустя 12 лет, в октябре 2018 года, сеть насчитывала уже 6700 магазинов. По данным РБК, это был самый быстрорастущий крупный ритейлер в стране. При этом Студенников подчеркивал:«»Мы не алкомаркеты. Мы — магазины у дома. У нас большая часть продаж — это не алкоголь, а продукты, напитки, табак, все, что нужно на каждый день». Такой формат оказался востребованным. В Японии, к примеру, 100 тысяч таких магазинов, отмечал предприниматель.
В 2019 году по итогам выручки за предыдущий год — 301 миллиард рублей — «Красное & Белое» заняло 46 место в рейтинге «РБК-500». Рост выручки составил 43%, годом ранее компания занимала 60-е место. К сентябрю 2019 года сеть выросла до 8141 магазина и вошла в тройку лидеров по темпам роста выручки среди всех участников рейтинга.
В том же году произошло важное объединение. Владелец «Красного & Белого» договорился с Игорем Кесаевым и Сергеем Кациевым об объединении компании с сетями «Дикси» и «Бристоль». Так появилась холдинговая компания DKBR Mega Retail Group Limited. Позже ее переименовали в Mercury Retail Group Limited. В новом альянсе Студенникову принадлежит 49%, остальная часть — у партнеров. Слияние изменило расклад сил на рынке: объединенная группа вышла в лидеры розничной торговли.
Компания стала третьим крупнейшим ритейлером страны, вошла в ТОП-200 частных компаний, заняла 13 строчку по версии Forbes и стала третьим по выручке игроком в рейтинге «РБК-500». Также она попала в список крупнейших работодателей России.
В 2021 году часть активов продали «Магниту» — 2458 магазинов «Дикси» и 39 «Мегамартов». Но на «Красное & Белое» это не повлияло, структура владения осталась прежней. Партнеры договорились сфокусироваться именно на развитии КБ и «Бристоля».
К концу 2021 года у «Красного & Белого» было уже 10325 магазинов. Год спустя — 13000. А в 2023-м Студенников и его команда создали российскую версию холдинга — «Меркурий Ритейл Холдинг». Доли сохранились: 45% у Студенникова, 4% — у члена его семьи, остальное — у партнеров.
Оборот группы в 2022 году достиг 993 миллиарда рублей. Прибыль почти 50 миллиардов. Это больше, чем у лидеров рынка — X5 и «Магнита». По сути, это самая прибыльная розничная компания страны.
В том же году КБ занял 11 строчку в списке крупнейших работодателей: 141 тысяча сотрудников. Продукция отмечена в рейтинге Роскачества, в гидe Wine Enthusiast и DescoRChados. За 2023 год сеть открыла более 3,5 тысячи новых точек, построила три склада, открыла офис в Новосибирске. Темпы — фантастические: по 10 магазинов в день.
По данным INFOLine, в 2023 году доля крупнейших ритейлеров на FMCG-рынке выросла до 40,7%. «Меркурий Ритейл Холдинг» добавил 0,55 процентного пункта, из которых 0,49 — за счет КБ.
Кроме того, компания стала одним из главных импортеров пива и вошла в топ-5 по вину. В 2023 году почти половину всего импортного пива везли в Россию КБ, «Бристоль» и X5.
Что сейчас происходит с КБ
По состоянию на середину 2024 года сеть насчитывала 18741 магазин. А уже к началу 2025-го — 20527 точек в 77 регионах. Компания вошла в топ-5 по числу торговых площадей и стала лидером по темпам роста. По версии Wine Retail у КБ — лучший выбор вина среди всех алкосторов страны.
Но не все так гладко. В 2024 году выручка у компании выросла почти на четверть. Зато чистая прибыль немного просела. Сказались общие тенденции: продажи алкоголя по стране упали, и КБ это тоже задело. Хотя внешне все стабильно: магазины открывают, бренд живет, конкурентов по-прежнему опережают.
Какие у предпринимателя состояние и активы
Капитал Сергея Студенникова в разные годы по данным Forbes:
- в 2015 году — 450 миллионов долларов;
- в 2016 году — 400 миллионов долларов;
- в 2017 году — 550 миллионов долларов;
- в 2019 году — 850 миллионов долларов;
- в 2020 году — миллиард долларов;
- в 2021 году — 1,8 миллиарда долларов.
Примерно в это же время, в 2018 году, Bloomberg насчитал больше миллиарда долларов. То есть еще до официальных рейтингов состояние Студенникова уже оценивали очень высоко.
Формально Сергей Петрович — гражданин России. Однако у него есть и паспорт Черногории. О причинах его оформления предприниматель не рассказывал.
В рейтинге Forbes за 2021 год Студенников занял 78 место среди самых богатых бизнесменов страны. Потом он вошел в новый рейтинг 110 российских миллиардеров.
В 2024 году капитал владельца КБ вырос почти в два раза. Если точнее — на 113 процентов. Это больше, чем у кого-либо в списке. В итоге Сергей Петрович оказался на 44 позиции среди богатейших россиян. Состояние — 3,2 миллиарда долларов. В 2025 году размер капитала снизился — до 2,1 миллиарда долларов.
В том же году в список попала и его жена. Капитал Елены Соболевой оценили в 250 миллионов долларов. Forbes включил ее в десятку самых обеспеченных женщин страны, которые добились всего сами.
А сам Студенников впервые попал в глобальный рейтинг миллиардеров. По версии Forbes он — среди богатейших людей планеты.
Узнайте, кто входит в список самых богатых людей России.
Что с личной жизнью у хозяина КБ
О личной жизни Сергея Студенникова известно немного. Он редко говорит о семье и почти не затрагивает эту тему в интервью.
Супругу зовут Елена Соболева. Она выступает еще и партнером по бизнесу. Елена входит в число десяти самых состоятельных женщин России. Вместе они воспитали двух дочерей — Марию и Елизавету.
Интересно, что сам предприниматель когда-то говорил, что не хочет, чтобы дети шли в бизнес. Но на практике все оказалось иначе. Обе дочери активно вовлечены в работу компании. Например, Мария уже фигурирует как руководитель в одном из юрлиц.
С 2007 года Сергей Петрович почти не пьет. Отказ от алкоголя был осознанным. Хотя начинал он с торговли спиртным, сам от этой темы отошел. Говорят, в первые годы существования сети он лично проводил тренинги для сотрудников, читал лекции и контролировал каждую мелочь. Внутри коллектива его помнят как человека требовательного, иногда даже жесткого.
Комментарии: 0