Рынок акций и практически любых активов или ресурсов в целом неизменно связан с их распределением между участниками этого рынка. Инвестор может распределять активы в своем портфеле, отводя каждому инструменту определенную долю. Компании могут распределять свои акции между акционерами во время их размещения. Все эти процессы называют аллокацией.
Для инвестора аллокация особенно важна. Ею называют и подход к управлению своим портфелем, и то, что происходит при одобрении заявок на IPO. Разбираемся, что такое аллокация, чем она важна инвестору и как на неё повлиять на IPO.
Что такое аллокация
Аллокация — широкое понятие, которое обычно подразумевает разделение чего-либо в тех или иных пропорциях. Как правило «аллокация» используется в контексте разделения между разными лицами, участниками рынка. Наиболее близкий перевод этого слова на русский язык — «распределение».
Цель грамотной аллокации — распределить ресурсы так, чтобы была достигнута максимальная эффективность.
Пример аллокации. Распределение зарплат между сотрудниками организации. Решение о том, кому сколько ресурсов достанется, может зависеть, например, от показателей эффективности отдельного сотрудника, значения его должности и других факторов.
При этом несмотря на то, что в финансовой сфере термин «аллокация» применяют чуть ли не чаще всего, в целом его можно услышать и во множестве других сфер. Например, психологии или строительстве.
В целом, аллокация в экономике и финансах означает распределение ограниченных ресурсов, таких как деньги и активы, с целью достижения максимальной выгоды.
Виды аллокации
В зависимости от того, что и зачем распределяют, аллокации делят по видам.
Ресурсов. Относится к бизнесу, государственному управлению, менеджменту. Например, распределение сотрудников по задачам и отделам так, чтобы работа компании в целом была максимально эффективной.
Активов. Со стороны инвестора аллокация заключается в диверсификации активов — определения долей разных инструментов в своем инвестиционном портфеле. Также аллокацию проводит компании на IPO — когда принимают решение, в каком объеме удовлетворить заявки разных инвесторов на покупку бумаг. Подробнее о том, как проходит IPO.
Банковская. Смешение аллокации ресурсов и инвестиционной стратегии. Банки привлекают деньги и решают, на что их потратить. Например, на долгосрочное или краткосрочное кредитование, программы лояльности для привлечения клиентов или вложение в другие инструменты и направления развития. Подробнее о том, что такое кредитный портфель.
Аллокация затрат. Метод управленческого учета, который позволяет распределить косвенные расходы компании по различным объектам учета. Например, подразделения, бизнес-направления, продукты, клиенты, точки продаж, бизнес-процессы и другие. Это помогает понять, какие затраты связаны с каждым объектом и как они влияют на рентабельность бизнеса.
Что означает аллокация на бирже
Для инвестора аллокация — это в первую очередь распределение активов в своем портфеле. Умение правильно распределять доли разных инструментов и бумаг компаний очень важно, от него зависит устойчивость портфеля к потрясениям и его доходность. В этом контексте выделяют три вида аллокации.
Стратегическая. Так называют распределение, при котором состав портфеля существенно не меняется на протяжении многих лет. Например, формируют портфель из 60% акций и 40% облигаций. Далее будут только такие сделки:
- бумаги с существенным ростом продают;
- подешевевшие бумаги докупают;
- регулярно восстанавливают баланс акций и облигаций в пропорции 60% к 40%.
Тактическая. Это более активное управление портфелем. Как правило, при нем инвестор не просто сохраняет структуру портфеля независимо от внешних событий, но и опирается на них. Например, активно закупает акции в моменты просадок рынка.
Смешанная. Такой подход подразумевает существование нескольких брокерских счетов. Один из них может быть пенсионным, со стратегической аллокацией. Второй — ориентирован на более высокий риск и активный подход к ребалансировке.
В целом разные виды аллокации отражают разные подходы к портфельным инвестициям.
Что такое аллокация в IPO
Во время проведения IPO компания собирает заявки инвесторов на покупку акций. Но бывает, что желающих больше, чем акций, которые компания собирается разместить на бирже. Переполненная книга заявок встречалась на многих IPO бума 2023-2024 годов.
От чего зависит аллокация на IPO
При IPO перед компанией встает вопрос — чьи заявки удовлетворить и в каком количестве. Обычно чем больше в структуре акционеров физических лиц, тем больше эти акции будут подвержены колебаниям. Поэтому иногда корпорации стремятся продать как можно больше бумаг крупным институциональным инвесторам, которые будут долго удерживать бумаги в портфеле.
В этом контексте аллокация — это те доли размещаемых акций, которые достанутся разным акционерам. Например, крупной компании-инвестору может достаться 15% выпуска, а частным лицам — по 0,01% акций.
Для инвестора его аллокация — это тот процент, в котором удовлетворена его заявка Например, если он подавал заявку на покупку 100 акций, а продали только 20, то аллокация 20%.
Как повысить свою аллокацию на IPO
Решение о продаже акций разным инвесторам принимает компания и брокер. И тем, и другим выгоднее сначала удовлетворять более крупные заявки. Брокер может различными способами поощрять активных клиентов, если они:
- часто совершают сделки у этого брокера;
- владеют крупным портфелем ценных бумаг;
- имеют премиальную подписку;
- участвовали в предыдущих IPO.
Часто во время IPO со стороны брокера проходит сначала волна «базовых» одобрений, а потом «бонусных» — именно для отличившихся клиентов.
Повысить свою аллокацию теоретически можно, подавая более крупные заявки. К тому же если запрашивать акции в большем количестве, чем вы собираетесь купить, то есть шанс, что примерно на такое количество и одобрят заявку. Конечно, это если IPO будет проходить успешно, и книга заявок будет переподписана.
Полная аллокация или 100% удовлетворение заявки — это обычно негативный сигнал, который говорит о слишком низком интересе к акциям и предрекает их падение после начала биржевых торгов. Нулевая же аллокация может говорить о слишком высокой переоценке акций.
Комментарии: 0