Что такое аллокация

Рынок акций и практически любых активов или ресурсов в целом неизменно связан с их распределением между участниками этого рынка. Инвестор может распределять активы в своем портфеле, отводя каждому инструменту определенную долю. Компании могут распределять свои акции между акционерами во время их размещения. Все эти процессы называют аллокацией.

Что такое аллокация

Рынок акций и практически любых активов или ресурсов в целом неизменно связан с их распределением между участниками этого рынка. Инвестор может распределять активы в своем портфеле, отводя каждому инструменту определенную долю. Компании могут распределять свои акции между акционерами во время их размещения. Все эти процессы называют аллокацией.

Для инвестора аллокация особенно важна. Ею называют и подход к управлению своим портфелем, и то, что происходит при одобрении заявок на IPO. Разбираемся, что такое аллокация, чем она важна инвестору и как на неё повлиять на IPO.

Что такое аллокация

Аллокация — широкое понятие, которое обычно подразумевает разделение чего-либо в тех или иных пропорциях. Как правило «аллокация» используется в контексте разделения между разными лицами, участниками рынка. Наиболее близкий перевод этого слова на русский язык — «распределение».

Цель грамотной аллокации — распределить ресурсы так, чтобы была достигнута максимальная эффективность.

Пример аллокации. Распределение зарплат между сотрудниками организации. Решение о том, кому сколько ресурсов достанется, может зависеть, например, от показателей эффективности отдельного сотрудника, значения его должности и других факторов.

При этом несмотря на то, что в финансовой сфере термин «аллокация» применяют чуть ли не чаще всего, в целом его можно услышать и во множестве других сфер. Например, психологии или строительстве.

В целом, аллокация в экономике и финансах означает распределение ограниченных ресурсов, таких как деньги и активы, с целью достижения максимальной выгоды.

Виды аллокации

В зависимости от того, что и зачем распределяют, аллокации делят по видам.

Ресурсов. Относится к бизнесу, государственному управлению, менеджменту. Например, распределение сотрудников по задачам и отделам так, чтобы работа компании в целом была максимально эффективной.

Активов. Со стороны инвестора аллокация заключается в диверсификации активов — определения долей разных инструментов в своем инвестиционном портфеле. Также аллокацию проводит компании на IPO — когда принимают решение, в каком объеме удовлетворить заявки разных инвесторов на покупку бумаг. Подробнее о том, как проходит IPO.

Банковская. Смешение аллокации ресурсов и инвестиционной стратегии. Банки привлекают деньги и решают, на что их потратить. Например, на долгосрочное или краткосрочное кредитование, программы лояльности для привлечения клиентов или вложение в другие инструменты и направления развития. Подробнее о том, что такое кредитный портфель.

Банки распределяют привлеченные средства между кредитованием, программами лояльности и инвестициями

Аллокация затрат. Метод управленческого учета, который позволяет распределить косвенные расходы компании по различным объектам учета. Например, подразделения, бизнес-направления, продукты, клиенты, точки продаж, бизнес-процессы и другие. Это помогает понять, какие затраты связаны с каждым объектом и как они влияют на рентабельность бизнеса.

Что означает аллокация на бирже

Для инвестора аллокация — это в первую очередь распределение активов в своем портфеле. Умение правильно распределять доли разных инструментов и бумаг компаний очень важно, от него зависит устойчивость портфеля к потрясениям и его доходность. В этом контексте выделяют три вида аллокации.

Стратегическая. Так называют распределение, при котором состав портфеля существенно не меняется на протяжении многих лет. Например, формируют портфель из 60% акций и 40% облигаций. Далее будут только такие сделки:

  • бумаги с существенным ростом продают;
  • подешевевшие бумаги докупают;
  • регулярно восстанавливают баланс акций и облигаций в пропорции 60% к 40%.

Тактическая. Это более активное управление портфелем. Как правило, при нем инвестор не просто сохраняет структуру портфеля независимо от внешних событий, но и опирается на них. Например, активно закупает акции в моменты просадок рынка.

Смешанная. Такой подход подразумевает существование нескольких брокерских счетов. Один из них может быть пенсионным, со стратегической аллокацией. Второй — ориентирован на более высокий риск и активный подход к ребалансировке.

В целом разные виды аллокации отражают разные подходы к портфельным инвестициям.

Что такое аллокация в IPO

Во время проведения IPO компания собирает заявки инвесторов на покупку акций. Но бывает, что желающих больше, чем акций, которые компания собирается разместить на бирже. Переполненная книга заявок встречалась на многих IPO бума 2023-2024 годов.

От чего зависит аллокация на IPO

При IPO перед компанией встает вопрос — чьи заявки удовлетворить и в каком количестве. Обычно чем больше в структуре акционеров физических лиц, тем больше эти акции будут подвержены колебаниям. Поэтому иногда корпорации стремятся продать как можно больше бумаг крупным институциональным инвесторам, которые будут долго удерживать бумаги в портфеле.

В этом контексте аллокация — это те доли размещаемых акций, которые достанутся разным акционерам. Например, крупной компании-инвестору может достаться 15% выпуска, а частным лицам — по 0,01% акций.

Для инвестора его аллокация — это тот процент, в котором удовлетворена его заявка Например, если он подавал заявку на покупку 100 акций, а продали только 20, то аллокация 20%.

Как повысить свою аллокацию на IPO

Решение о продаже акций разным инвесторам принимает компания и брокер. И тем, и другим выгоднее сначала удовлетворять более крупные заявки. Брокер может различными способами поощрять активных клиентов, если они:

  • часто совершают сделки у этого брокера;
  • владеют крупным портфелем ценных бумаг;
  • имеют премиальную подписку;
  • участвовали в предыдущих IPO.

Компании и брокеры в первую очередь рассматривают более крупные заявки

Часто во время IPO со стороны брокера проходит сначала волна «базовых» одобрений, а потом «бонусных» — именно для отличившихся клиентов.

Повысить свою аллокацию теоретически можно, подавая более крупные заявки. К тому же если запрашивать акции в большем количестве, чем вы собираетесь купить, то есть шанс, что примерно на такое количество и одобрят заявку. Конечно, это если IPO будет проходить успешно, и книга заявок будет переподписана.

Полная аллокация или 100% удовлетворение заявки — это обычно негативный сигнал, который говорит о слишком низком интересе к акциям и предрекает их падение после начала биржевых торгов. Нулевая же аллокация может говорить о слишком высокой переоценке акций.

Частые вопросы

Что такое аллокация?
Аллокация — это распределение, обычно ресурсов или активов, так, чтобы они использовались максимально эффективно.
Что такое аллокация на бирже?
Для инвестора аллокация — это то, как он распределяет свои деньги для покупки различных активов в инвестиционный портфель.
Что такое аллокация на IPO?
Во время проведения IPO компаниям часто приходится выбирать, как распределить свои акции между подавшими заявки на покупку инвесторами. Это и процент одобрения конкретной заявки называют аллокацией.
Как повысить свою аллокацию на IPO?
Чтобы получить одобрение на покупку большего числа бумаг, нужно быть активным инвестором с крупным портфелем и частыми сделками, а также подавать более крупную заявку.
Какой должна быть аллокации на IPO?
В среднем при успешном IPO аллокация составляет 20-40% от запрошенного инвестором объема. Полная аллокация в 100% говорит о низком интересе к акциям компании, а нулевая аллокация — о завышенном интересе, переоценке.

Комментарии: 0


Предложения партнеров

Векторный логотип компании Бериберу
Бериберу Первый займ бесплатно
Сумма 30 000
Срок 5-30 дней
Получить деньги
Векторный логотип Квику
Квику Займ Квику
Сумма 100 000
Срок 60-360 дней
Получить деньги
Векторный логотип компании Эквазайм
Эквазайм Первый займ бесплатно
Сумма 100 000
Срок 7-168 дней
Получить деньги
Векторный логотип Манимен
Манимен Первый займ бесплатно
Сумма 100 000
Срок 5-126 дней
Получить деньги
Векторный логотип Займер
МФК «Займер» Кредитная карта
Кредитный лимит 100 000
Без процентов До 0 дней
Оформить карту
Векторный логотип Квику
Квику Виртуальная
Кредитный лимит 100 000
Без процентов До 50 дней
Оформить карту
Кредитный лимит 1 000 000
Без процентов До 120 дней
Оформить карту
Векторный логотип Манимен
Манимен Кредитная карта
Кредитный лимит 30 000
Без процентов До 21 дней
Оформить карту
Стоимость от 0
Кэшбек 1-30%
Заказать карту
Векторный логотип ВТБ Банк
ВТБ Банк Карта для жизни
Стоимость от 0
Кэшбек До 50%
Заказать карту
Векторный логотип банка Тинькофф
Т-Банк (Тинькофф) Black для иностранцев
Стоимость от 0
Кэшбек До 30%
Заказать карту
Векторный логотип Альфа-Банк
Альфа-Банк Альфа-Карта
Стоимость от 0
Кэшбек 1-100%
Заказать карту
Векторный логотип банка Тинькофф
Т-Банк (Тинькофф) Под залог недвижимости
Сумма до 30 000 000
Срок кредита 12-180 мес.
Взять кредит
Векторный логотип Совкомбанк
Совкомбанк Кредит наличными
Сумма до 399 999
Срок кредита 12-60 мес.
Взять кредит
Векторный логотип Альфа-Банк
Альфа-Банк Кредит наличными
Сумма до 15 000 000
Срок кредита 12-180 мес.
Взять кредит
Векторный логотип Совкомбанк
Совкомбанк Исправление кред. истории
Сумма до 14 999
Срок кредита 3-6 мес.
Взять кредит
Векторный логотип Альфа-Банк
Альфа-Банк Кредит на автомобиль
Сумма до 15 000 000
Срок кредита 12-120 мес.
Взять кредит
Векторный логотип банка Тинькофф
Т-Банк (Тинькофф) Автокредит
Сумма до 8 000 000
Срок кредита 12-60 мес.
Взять кредит
Векторный логотип ВТБ Банк
ВТБ Банк На новый автомобиль
Сумма до 10 000 000
Срок кредита 12-84 мес.
Взять кредит
Векторный логотип Газпромбанк
Газпромбанк Автокредит
Сумма до 7 000 000
Срок кредита 13-96 мес.
Взять кредит
Векторный логотип Альфа-Банк
Альфа-Банк Рефинансирование кредитных карт
Сумма до 7 500 000
Срок кредита 24-84 мес.
Взять кредит
Векторный логотип банка Тинькофф
Т-Банк (Тинькофф) Рефинансирование
Сумма до 5 000 000
Срок кредита 12-60 мес.
Взять кредит
Векторный логотип Альфа-Банк
Альфа-Банк Рефинансирование кредитов
Сумма до 7 500 000
Срок кредита 24-84 мес.
Взять кредит
Векторный логотип ВТБ Банк
ВТБ Банк Рефинансирование кредитов ВТБ
Сумма до 40 000 000
Срок кредита 6-84 мес.
Взять кредит
Векторный логотип банка Тинькофф
Т-Банк (Тинькофф) СмартВклад
Процентная ставка До 19,3%
Срок 2-24 мес.
Открыть
Векторный логотип Альфа-Банк
Альфа-Банк Альфа-Вклад
Процентная ставка До 20%
Срок До 3 лет
Открыть
Векторный логотип Альфа-Банк
Альфа-Банк Накопительный Альфа-Счёт
Процентная ставка До 20%
Срок Любой
Открыть
Векторный логотип Газпромбанк
Газпромбанк Накопительный Ежедневный процент
Процентная ставка До 20,5%
Срок Любой
Открыть
Векторный логотип Альфа-Банк
Альфа-Банк Ипотека на вторичное жилье
Сумма до 70 000 000
Первый взнос от 50%
Взять ипотеку
Векторный логотип Альфа-Банк
Альфа-Банк Ипотека для IT-специалистов
Сумма до 18 000 000
Первый взнос от 20.1%
Взять ипотеку
Векторный логотип Альфа-Банк
Альфа-Банк Семейная ипотека
Сумма до 30 000 000
Первый взнос от 20.1%
Взять ипотеку
Векторный логотип Альфа-Банк
Альфа-Банк Ипотека на новостройку с господдержкой
Сумма до 100 000 000
Первый взнос от 50%
Взять ипотеку
Векторный логотип банка Тинькофф
Т-Банк (Тинькофф) Тариф Простой
Обслуживание 0 - 490
Процент на остаток Нет
Открыть счет
Векторный логотип банка Тинькофф
Т-Банк (Тинькофф) Тариф Продвинутый
Обслуживание 0 - 1990
Процент на остаток Нет
Открыть счет
Векторный логотип банка Тинькофф
Т-Банк (Тинькофф) Тариф Профессиональный
Обслуживание 0 - 4990
Процент на остаток Нет
Открыть счет
Векторный логотип Альфа-Банк
Альфа-Банк Тариф Простой
Обслуживание От 625
Процент на остаток До 6%
Открыть счет
Векторный логотип банка Тинькофф
Т-Страхование Т-Банк ОСАГО
Страховая сумма 500 000
Срок 20 дней-1 год
Купить
Векторный логотип страховой компании Ингосстрах
Ингосстрах ОСАГО онлайн
Страховая сумма 500 000
Срок 3-12 мес.
Купить
Страховая сумма 500 000
Срок 20 дней-12 мес.
Купить
Векторный логотип Черехапа Страхование
Черехапа Страхование Черехапа ОСАГО
Страховая сумма 500 000
Срок 1-12 мес.
Купить