Бизнесмены на АУСН получают некоторые преимущества по сравнению с другими налоговыми режимами. Разберемся, кто может работать на АУСН, какие налоги нужно платить и какие отчеты сдавать.
Что такое АУСН
АУСН расшифровывается как автоматизированная упрощенная система налогообложения. Это тестовый налоговый режим, подходит для малого и среднего бизнеса. Действовать он будет минимум до 31 декабря 2027 года. Перейти на эту систему могут не все россияне, а только те, которые зарегистрированы в одном из четырех субъектов РФ:
- Москва;
- Московская область;
- Республика Татарстан;
- Калужская область.
В этих же регионах экспериментировали в свое время с налогом на профдоход для самозанятых.
АУСН предполагает, что ИП и ООО не вычисляют платежи самостоятельно, им не придется приносить декларации и отчеты по сотрудникам. Также на этом режиме налоговая не выезжает с проверками.
И все же авторизованная упрощенка выгодна далеко не всем предпринимателям. Рассмотрим подробнее, какие отличия от обычной упрощенки.
Чем отличается от УСН
Если стоит вопрос, какой тип налогообложения выбрать, стоит рассмотреть все отличия. В первую очередь учитывайте, что на АУСН действуют повышенные ставки, то есть налог будет больше. При этом обязательных взносов нет, рассчитывать НДФЛ и вести учет гораздо проще.
Автоматизированная упрощенка подходит больше начинающим ИП, у которых есть наемные сотрудники, но нет бухгалтера. Придется перечислить больше выплат по налогу с дохода, зато можно сэкономить на страховых платежах за себя и сотрудников.
Платежи за работников в штате на УСН большие. Нужно оплачивать медицинское и пенсионное страхование, а также за травматизм в процентах от дохода. На АУСН работодатель платит только за травматизм установленную сумму. В 2024 году она составляет 2434 рубля, в 2025 будет 3018 рублей.
Оформите расчетный счет в Совкомбанке:

Обслуживание | 1 780₽ |
Процент на остаток | 0% |
Пополнение | От 0,09% |
Платеж | От 0 руб. |
Перевод | От 0 руб. |
Овердрафт | До 1 млн руб. |
Если на упрощенке руководитель может нанять до 130 сотрудников, то на автоматизированной УСН максимум 5 работников. При этом они должны быть налоговыми резидентами РФ. Совмещать УСН можно только с патентом, а АУСН совмещать не получится ни с каким режимом.
Бизнес выгоднее вести на АУСН, если:
- У ИП или ООО нет наемных сотрудников, или их от 1 до 5 человек и годовой доход бизнеса не превышает 700 тысяч рублей.
- Предприниматель или организация зарабатывают от 1 млн рублей в год, а у работников при этом высокие зарплаты. Но это также зависит от количества сотрудников и суммы выручки. Например, если в найме 2 сотрудника, АУСН стоит применять тогда, когда у них зарплата более 120 тысяч рублей.
Стоит учитывать индивидуальные параметры бизнеса, чтобы понять, подходит ли АУСН.
Кто может применить режим АУСН
Работать по автоматизированной упрощенке могут те бизнесмены, которые оформили бизнес в одном из регионов, тестирующих режим. Вести бизнес при этом можно в любой области РФ. С 2028 года, возможно, он будет доступен во всей остальной части страны.
Также важно соблюдать следующие условия:
- объем выручки за год не более 60 млн рублей;
- остаточные основные средства до 150 млн рублей;
- не более 5 сотрудников, выплаты которым перечисляют на карту, а не наличными;
- наем ведется как по договору ГПХ, так и по трудовому договору при совмещении;
- у бизнеса нет филиалов и обособленных подразделений;
- доля участия других ООО в уставном капитале — до 25%, исключение: компании, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, но только если минимум 50% их работников — люди с инвалидностью, а их доля в фонде оплаты труда от 25%;
- предприниматель не планирует совмещать АУСН с другими режимами.
АУСН предполагает ограничения по сфере бизнеса. Согласно статье 3 ФЗ №18 на автоматизированной упрощенке не смогут работать:
- банки;
- МФО;
- НКО;
- страховые компании;
- ломбарды;
- НПФ;
- крестьянские фермерские хозяйства.
Ограничения в основном совпадают с теми, что которые установили для УСН.
Чтобы переоформить бизнес на автоматизированную УСН, понадобится расчетный счет в одном из банков РФ. Подробнее о том, где лучше открыть расчетный счет.
Какой размер налога
На автоматизированной упрощенке, как и на обычной, предлагают на выбор два варианта налогообложения:
- «Доходы» — по ставке 8%;
- «Доходы минус расходы» — по ставке 20% и минимальный налог 3% от доходов.
Сниженная ставка по АУСН не применяется.
Если выбрали тип «Доходы» и платите торговый сбор, то можно подать заявление налоговикам на уменьшение налога на сумму перечисленного сбора.
Все расходы для учета должны проводиться в безналичном виде. Если были траты наличными, их проводят через ККТ для расчета налога.
Доходы и расходы учитывают по кассовому методу. То есть если предприниматель получил аванс за товар, который еще не отгрузили, эта сумма все равно учитывается в качестве дохода. И наоборот.
Какие налоги не платят на АУСН
Предприниматели на АУСН не платят те же налоги, что и ИП на упрощенке. Список налогов, оплачивать которые не придется:
- НДС. За исключением ввозного и «агентского».
- Налог на прибыль. Обычно его рассчитывают по ставке 20%, но на АУСН его вносить не надо. Но нужно оплачивать налог с дивидендов и по некоторым долговым обязательствам.
- Налог на имущество ООО. Исключением может быть недвижимость, для которой кадастровая стоимость служит налоговой базой. Например, жилые помещения, гаражи.
Также не нужно перечислять НДФЛ с доходов от бизнеса и налог на имущество физлиц. Последнее касается только того имущества, которое используют для работы. С другой недвижимости оплачивать налог все-таки придется.
НДФЛ с выплат сотрудникам отчислять нужно. Рассчитывать и снимать его будет банк, в котором открыт расчетный счет. Для этого ежемесячно работодатель должен отправлять в банк некоторые данные о сотрудниках:
- ФИО, ИНН;
- список выплаченных налогов;
- размер стандартных и профессиональных вычетов, которые уменьшают базу НДФЛ.
Может получиться так, что предприниматель сначала перечислит зарплату сотруднику без отправки данных. В таком случае бизнесмен должен сообщить в ФНС эти сведения в следующие сроки:
- за срок с 1 по 22 января — до 25 февраля;
- срок с 23 по 31 декабря — не позже последнего рабочего дня в году;
- срок с 23 числа предыдущего месяца до 22 числа текущего месяца — до 25 числа текущего месяца.
Сотрудники компаний на АУСН не могут применять имущественные и социальные вычеты по месту работы. Для этого им нужно обратиться в ФНС.
Как считать налог и платить в ФНС
Вести учет прибыли и трат нужно в личном кабинете на сайте ФНС или в интернет-банке, где открыт расчетный счет. В профиль автоматически поступают сведения со счета в банке и ККТ. Но некоторую информацию нужно вносить и самостоятельно. К ней относятся взаимозачеты или оплата долгов, которые появились до перехода на АУСН.
При необходимости в банке можно исправить данные о доходах и тратах в личном кабинете до 7 числа месяца, следующего за тем, в котором была совершена транзакция. Если пользователь не сделает это, будет автоматически считаться, что он подтвердил сведения.
Если же заметили ошибки в отчетах, которые уже отправили в налоговую, у ИП и ООО есть 3 года на исправление через банк.
Налоговый период по АУСН длится месяц. Кроме этого:
- до 5 числа следующего месяца бизнесмен должен внести в личный кабинет те доходы, которые не проходили через банк и по этой причине не загрузились в профиль;
- в течение месяца финучреждения передают в инспекцию полученные от клиента сведения, но ИП может исправить данные до 7 числа, тогда банк внесет исправления и отправит их в ФНС до 10 числа;
- до 15 числа банк информирует о сумме налога;
- до 25 числа предприниматель должен перечислить сумму, можно настроить автоматическое списание налога.
Самостоятельно рассчитывать сумму налога на АУСН не придется. Все сделает банк и он же пришлет сумму для уплаты.
С 2023 года все платежи в бюджет перечисляют в составе ЕНП — единого налогового платежа. Деньги поступают на один счет, с которого позже налоговая определяет деньги.
Как вести учет по автоматизированной системе
Автоматизированный режим не освобождает бизнесменов от необходимости вести учет и сдавать отчеты. Это все равно необходимо делать, хоть и в упрощенном виде.
ИП и ООО на АУСН могут не подавать в ФНС:
- налоговую декларацию;
- расчеты по страховым платежам и сведения о физлицах;
- 6-НДФЛ.
КУДиР приносить тоже не нужно.
Но придется подавать:
- декларацию по ввозному НДС, если это необходимо;
- бухгалтерские отчеты — только для компаний;
- подраздел 1.1 ЕФС-1 — при найме, увольнении сотрудников и других кадровых изменениях;
- подраздел 1.2 ЕФС-1 — только для тех сотрудников, которые в отчетном году были в неоплачиваемом отпуске, в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет или работали в регионах Крайнего Севера или равных ему областях.
Никаких других дополнительных документов сдавать не нужно.
Комментарии: 0