Эквайринг — услуга банков для бизнеса, с ее помощью можно принимать оплаты с банковских карт. Для этого клиенту предоставляют в пользование терминалы или специальное программное обеспечение. Таким образом можно принимать платежи на торговой точке, через интернет или по месту сделки, например, на дому у покупателя.
Рассмотрим, что такое эквайринг, как он работает. Как компания в итоге получит деньги, списанные с карты покупателя. Подробный разбор важной для бизнеса услуги и самое главное — сколько она стоит.
Как работает система эквайринга
Поверхностно операция выглядит просто. Клиент желает оплатить покупку банковской картой: вставляет карту в устройство или прикладываете ее к нему, и через несколько секунд система подтверждает операцию. Терминал выдает чек, покупка оплачена.
Но на деле за эти несколько секунд система успевает наладить связь между банками: тем, который предоставляет услугу эквайринга, и тем, что обслуживает карту.
Если рассматривать, что такое эквайринг и как он работает, детально все выглядит так:
- Клиент выбирает товар или услугу, сообщает о своем намерении оплатить ее банковской картой. Менеджер или продавец предоставляет терминал.
- Продавец или программа задает сумму операции.
- Клиент прикладываем карту к терминалу или вставляет ее в устройство.
- Система отправляет сведения в процессинговый центр банка, который предоставляет услуги эквайринга конкретной торговой точке. В центре обработки данных проходит проверка возможности проведения транзакции. Если она возможна, процедура идет дальше.
- Банк-эквайер отправляет запрос в банк-эмитент. Если эмитент не видит препятствий на пути совершения операции, он одобряет транзакцию и направляет соответствующий ответ банку-эквайеру.
- Терминал уведомляет, что операция одобрена, и выдает чек. Но это не товарный чек, а именно чек терминала. Товарный, если торговая точка его выдает, печатают отдельно.
Несмотря на большое количество этапов для самого покупателя все проходит быстро. Системе достаточно нескольких секунд, чтобы подтвердить операцию или отказать в ее проведении.
Как торговая точка получит деньги
Если углубиться в то, что такое эквайринг, то будет понятно, что вся система работает за счет инструментов банка. Он и услугу предоставляет, и оборудование, и деньги в итоге передает клиенту переводом на его расчетный счет.
Заключая договор эквайринга, клиент обязательно открывает в банке счет. Лучше всего подключать услугу в той организации, которая предоставляет фирме или предпринимателю РКО. В этом случае тарифы будут более выгодными, а обслуживание — более удобным.
Все итоговые расчеты проводят именно через расчетный счет. После того как терминал дал одобрение по приему оплаты с банковской карты, начинается следующий этап предоставления услуги — расчеты.
Компания получает деньги не моментально. Сначала банк-эквайер переводит деньги ТТ (торговой точке) на открытый счет, они поступят в течение 1-3 дней. И пока что обслуживающий банк расходует на это собственные деньги. После получения документального подтверждения совершенной операции банк-эмитент возмещает деньги эквайеру.
Если покупатель пользуется онлайн-банком, то при просмотре операций он будет видеть, что платежи на несколько дней зависли. Они окончательно проведутся через 1–3 дня.
Почему могут отказать в проведении транзакции
Если с картой никаких проблем нет, система сразу одобряет операцию, и терминал выдает чек о ее проведении. Бывают ситуации, когда система не подтверждает платеж. Эквайринговую операцию отклоняют по следующим причинам:
- карта недействующая, например, она заблокирована, закончился срок ее действия;
- на счету покупателя недостаточно средств;
- на карточный счет наложили арест;
- карта неисправна, повреждена;
- превышен допустимый лимит на проведение платежных операций, например, карта дополнительная, и к ней через онлайн-банк основной держатель установил ограничение.
Что касается технических отказов, то они тоже случаются. Ведь эквайринг — это сложный процесс, и на каком-то из его этапов могут возникнуть проблемы. Чаще всего в операции отказывают, когда нет связи с банком. Связь проходит через интернет, а ему свойственно иметь сбои.
Какие преимущества подключения к эквайрингу
Любой бизнес, который предполагает прием оплаты от клиентов, подключает эквайринг. Ситуация складывается так, что все больше операций граждане проводят именно безналичным путем, к этому подталкивает и само государство, и активное применение современных технологий во всех областях.
Плюсы эквайринга для бизнеса:
- Повышение продаж. Покупатели практически перестают пользоваться наличными деньгами. Уже нормой считается ситуация, когда человек выходит из дома, вообще не имея наличных на руках. И если ему захотелось купить мороженное или поесть в кафе, он пойдет в то место, где покупку можно оплатить картой или смартфоном.
- Повышение лояльности покупателей. Если покупатель желает оплатить товар картой и слышит отказ, он получает негативное впечатление. Если же услугу оказали комплексно и на высоком уровне, есть все шансы, что клиент придет снова.
Бизнес, который связан с торговлей или оказанием услуг, уже не может полноценно существовать без эквайринга. Даже небольшие ТТ оснащают терминалами для приема оплаты с карт. Так что, вопрос что такое эквайринг в банке, весьма актуален. Если вы — предприниматель, который ведет работу с населением, опция вам необходима.
Как подключить услугу
Подключить эквайринговые операции просто. Не обязательно обращаться в тот же банк, в котором предприниматель обслуживается в рамках РКО. Но, конечно, если РКО подключено, лучшие обратить внимание на условия эквайринга в своем банке. Бывает так, что правила и тарифы не устраивают клиента, тогда он может подключить эквайринг в другом банке, заведя там для этого специальный отдельный счет.
На практике подключение проводят за 1 день. Предприниматель приносит необходимые документы и заключает договор. Договор эквайринга — это документ, в котором прописывают все условия обслуживания. Из особо важных для клиента — сроки зачисления средств после проведения транзакции и размер комиссии.
При подключении банк и клиент решают вопрос с программным обеспечением и оборудованием. Его могут продавать или предоставлять в аренду, при крупных оборотах аренда может быть бесплатной. Сотрудники технической поддержки помогают оперативно все установить, при необходимости обучают персонал работать с терминалом.
Сколько стоят услуги эквайринга
Банк берет комиссию за оказание услуги эквайринга, обычно она составляет 1–4% от суммы операции — на счет клиента деньги поступают за вычетом этой платы. Дополнительно есть платеж за аренду оборудования, его обычно списывают со счета ежемесячно.
Точный процент комиссии зависит от вида деятельности, типа эквайринга, количества подключенных торговых точек, объема операций по терминалу и так далее. Чем больше объем операций, тем выгоднее условия. Актуальные уточняйте в банке, услуги которого вас заинтересовали.
Какие есть виды эквайринга
Предприятия торговли — это не только магазины. Есть бизнес, который ведет работу в сети или предполагает выездной характер работы. И банки подстраиваются под современный бизнес, позволяя пользоваться эквайрингом всем без исключения.
Есть три основных вида эквайринга: интернет, мобильный и торговый. Торговый — самый востребованный, но кроме него клиенты могут подключать другие варианты приема платежей или пользоваться несколькими системами сразу.
Торговый эквайринг
Торговый эквайринг — это и есть классической эквайринг, которым пользуются многочисленные магазины, АЗС, поставщики услуг. Банк предоставляет оборудование в аренду или продает его, терминалы размещают в торговой точке. Такой вид эквайринга часто называют стационарным. То есть устройство закрепляется за конкретной ТТ.
Если речь идет о сети, то в каждой точке устанавливают отдельный терминал. В интернет-банке можно отслеживать обороты каждой отдельной ТТ. Но средства в итоге все равно будут зачислять на счет предпринимателя, который открыт в банке.
По такому виду эквайринга обычно устанавливаются самые низкие комиссии.
Мобильный эквайринг
Эквайринг мобильного типа актуален для предпринимателей, которые оказывают клиентам услуги по месту их нахождения. Например, покупатель заказывает пиццу и желает ее оплатить картой. Курьер приезжает, привозит заказ и предоставляет для проведения оплаты мобильный POS-терминал.
В этом случае предприниматель покупает или берет в аренду переносные POS-терминалы для считывания банковских карт. Параллельно нужен смартфон с установленным специальным приложением, он по блютузу подключается к терминалу. Эквайринговые операции в этом случае обойдутся дороже.
Интернет-эквайринг
К такому типу эквайринга подключаются предприниматели, которые ведут деятельность в интернете, например, интернет-магазины. Устройства не нужны, платежи проходят через специальную программу.
После подключения интернет-эквайринга клиент сможет не только принимать оплату с банковских карт различных платежных систем. С использованием такой системы можно оплачивать покупки с электронных кошельков, через СБП, QR-коду.
Итак, эквайринг в банке простыми словами — это банковская услуга, которая позволяет покупателям расплачиваться с продавцом картой. Для бизнеса это крайне полезная и удобная опция, которая окупает все комиссии и затраты на приобретение или аренду оборудования.
Комментарии: 1
Спасибо. Всё доходчиво и понятно.