Банки закрыли 1254 офиса (–5,14%) с 13 января по 10 декабря 2025 года. Из 311 финучреждений сеть уменьшили 80 участников рынка, а увеличили — только 33. Основными драйверами стали последствия поглощений и оптимизация издержек из-за развития онлайн-каналов.
Источник данных: ЦБ РФ. Анализ и расчеты: Brobank.ru.
Главный итог: на 1254 отделения меньше за 2025 год
На 13 января 2025 года банки имели 24 387 отделений. К 10 декабря их количество снизилось до 23 133.
- Абсолютное сокращение: -1254 офиса.
- Относительное: -5,14%.
Уменьшение неравномерно. Максимальные темпы сжатия рынка пришлись на последний квартал: с сентября по декабрь 2025 года закрылись 604 офиса (-2,61%). Что говорит об ускорении оптимизации филиальных сетей банками.
График 1. Пиковый размер филиальных сетей банков пришелся на конец марта, после чего началось планомерное сокращение, ускорившееся к концу 2025 года. Источник: сервис Brobank.ru.
Большинство — 200 — финучреждений в 2025 году решили не трогать свою сеть отделений. Среди тех, кто внес изменения, сокращение преобладает над ростом в два раза:
- Увеличили сеть: 33 представителя рынка.
- Сократили: 74.
- Закрылись: шесть (уменьшение вызвано прекращением работы).
График 2. Большая часть банков — 63,9% — не меняла свои филиальные сети в 2025 году. Источник: сервис Brobank.ru.
Не просто цифры: кто расширяет территориальный охват
В отличие от общего числа офисов, география менялась более сбалансировано:
- Увеличили присутствие: 23 представителя рынка.
- Сократили: 25.
Наиболее заметное расширение географии — за тремя финучреждениями:
- АО КБ ЮНИСТРИМ: +4 субъекта РФ.
- ООО Камкомбанк и МОРСКОЙ БАНК (АО): +3 субъекта РФ каждый.
График 3. 15.3% банков скорректировали свою региональную стратегию за 2025 год. Источник: сервис Brobank.ru.
По итогам 2025 года свое присутствие во всех 89 субъектах РФ сохранили Сбербанк и ПСБ. За 12 прошедших месяцев к ним присоединился ВТБ, открывший офисы в «новых регионах» (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области).
Также широким охватом (более 90% территории России) отличаются:
- АО Россельхозбанк: 82 региона.
- АО АЛЬФА-БАНК: 81 субъект РФ.
Среди них выделяется ВТБ. Банк не только резко расширил географию, но и стал рекордсменом по открытию офисов (+480). Это четкая стратегия: захватывать новые рынки.
Почему ваш банк может закрыться? Три реальные причины
Главная причина сокращений — это мы с вами. Вспомните: когда вы в последний раз ходили в отделение для перевода денег или оплаты услуг ЖКХ? Скорее всего, вы делаете это в приложении за пару минут. Но в целом три ключевых фактора провоцируют закрытие офисов:
- Онлайн побеждает. Базовые операции массово ушли в интернет. Обычному отделению становится нечем зарабатывать: клиентов мало, аренда дорогая, зарплаты сотрудников высокие.
- Слияния и поглощения. Когда крупный банк покупает меньший, их отделения в одном районе начинают дублировать друг друга. Лишние — закрывают, как произошло с сетью РНКБ Банка после присоединения к ВТБ.
- Меньше операций. Из-за санкций сократился объем международных расчетов, для которых раньше нужна была разветвленная сеть офисов.
Рост сети — редкость. Преимущественно это происходит в рамках экспансии новых для банка регионов или при развитии нишевых услуг.
Прогноз на 2026 год: готовьтесь, тренд ускорится
Тренд на сокращение отделений сохранится. Его будут подпитывать:
- Углубление цифровизации. Рост доли онлайн-операций сделает еще больше отделений нерентабельными.
- Продолжение консолидации. Поглощения будут создавать избыточность сетей и приводить к их оптимизации.
- Фокус на эффективность. Банки будут замещать количественный рост точечным открытием офисов современных форматов (консультационных центров, коворкингов) в ключевых локациях.
Филиальная сеть российских банков прошла пик развития и вступила в фазу стратегической оптимизации. Поэтому клиентам, как физлицам, так и бизнесу, придется увеличивать свою активность в сегменте дистанционного обслуживания.
Что делать клиенту
Первое — научиться пользоваться мобильным банковским приложением. Повседневные операции в нем уже доступны. Скачать и установить программу можно на сайте своей кредитной организации или через магазин приложений, например, RuStore.
Помимо этого, совершать банковские операции можно через:
- Личный кабинет на сайте (web-версия).
- Кол-центр (по номеру телефона горячей линии).
- Онлайн-чат на сайте финучреждения.
- Банкоматы и терминалы.
Для официальных запросов все банки предоставляют актуальный адрес. По нему можно направить заказное письмо с жалобой или претензией.
Итог: банк будущего — в вашем смартфоне
Прогресс добирается до всех. Поэтому важно уже сейчас учиться пользоваться дистанционными каналами обслуживания. Это не страшно. Ведь в списке находятся 12 системно значимых финучреждений, у которых обширная клиентская база. Среди них — Т-Банк, который вообще не имеет отделений. Однако это не отталкивает, а наоборот привлекает частных и корпоративных клиентов.
Поэтому обратитесь в свой банк, чтобы узнать о действующих каналах дистанционного обслуживания и получить инструкции по их использованию.




Комментарии: 0
Написать комментарий