Даем пошаговую инструкцию по регистрации ИП онлайн, предварительные действия провести, необходимый пакет документов и все способы их подачи в ФНС через интернет. Вы можете получить статус предпринимателя удаленно за 3–5 дней.
- Кто может зарегистрироваться как ИП
- Какие предварительные действия
- Определиться с кодами ОКВЭД
- Определиться с системой налогообложения
- Собрать документы
- Что с госпошлиной
- Как зарегистрировать ИП онлайн
- На сайте ФНС
- Через Госуслуги
- Через банк
- Как выбрать банк для регистрации бизнеса
- Лучшие предложения банков по регистрации ИП
- Точка
- Т-Банк
- Альфа-Банк
- ВТБ
Кто может зарегистрироваться как ИП
Зарегистрироваться как ИП может любой россиянин и даже иностранец с постоянной или временной регистрацией на территории РФ. Есть только два ограничения:
- Получить статус не может государственный служащий, а самозанятым он может стать только для сдачи недвижимости в аренду;
- Стандартный возраст для регистрации в качестве ИП — с 18 лет. Но если есть согласие законных представителей, то с 14 лет или с 16 лет при эмансипации.
Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя нужно собрать пакет документов и подать их в ФНС лично или дистанционно. После присвоения статуса можно сразу вести деятельность.
Какие предварительные действия
Перед онлайн-регистрацией ИП необходимо определиться с типами деятельность и системой налогообложения, которую ФНС будет применять к вашему бизнесу. После этого можно собирать документы.
Определиться с кодами ОКВЭД
Для начала определите, какой деятельностью будете заниматься. Есть классификатор, в котором закодированы все возможные типы работы ИП. Это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности или сокращенно ОКВЭД. Изучите список и определитесь, чем именно будете заниматься. Выпишите подходящие коды, их нужно будет указать в заявлении.
Основной вид деятельности может быть только один, все остальные — дополнительные. Если решите расширить список, заняться чем-то новым, нужно добавить новый код, это можно сделать, в том числе через личный кабинет ИП в ФНС.
Классификатор разделен на основные типы деятельности, которые пронумерованы 01, 02, 03 и так далее. В каждом типе есть группировки с номерами из трех чисел, например, 02.1, 02.2, 02.3 и так далее.

Выдержка их классификатора ОКВЭД
Типы и группировки в заявлении на регистрацию ИП указывать нельзя. Нужно выбирать более точечные коды, которые состоят минимум из 4 чисел. Например, 02.10 или 02.10.19.
Когда типы деятельности и точные коды определены, можно приступать к выбору системы налогообложения. И это один из ключевых этапов.
Определиться с системой налогообложения
Перед регистрацией ИП в ФНС изучите все возможные системы налогообложения для предпринимателей и определитесь, какая больше подходит вашему бизнесу. Ее нужно указать в заявлении.
Расскажем коротко об основных системах:
- УСН доходы — самая распространенная. Налог — 6% от всех поступлений.
- УСН доходы минус расходы. В этом случае налоговая ставка уже 15%, но платить нужно только с чистого дохода, а не от всех поступлений.
- ПСН — патентная система налогообложения. Предприниматель получает право вести определенный вид деятельности на срок от 1 до 12 месяцев. В итоге платит только цену патента, а сам налог нет. Точную стоимость патента уточняйте в ФНС региона, законодательно она определена как 6% от потенциальной выручки. Предварительный расчет можно сделать на калькуляторе.
- НПД — подходит ИП без работников с доходом не более 2,4 млн рублей за год, аналогичный налог платят самозанятые. Налог — 4% от всех поступлений от физических лиц и 6% от юридических.

Краткая информация о системе налогообложения УСН доход

Краткая информация о системе налогообложения УСН доходы минус расходы

Краткая информация о патентной системе налогообложения УСН доходы минус расходы

Краткая информация о патентной системе налогообложения НПД
Здесь собрана подробная информация по всем видам налогов для ИП.→
Если не указать в заявлении на регистрацию ИП тип налога, ФНС автоматически применит к вам общий режим. Он более сложный, в том числе по части учета, здесь подробная информация. Если это возможно, лучше заранее выбрать другой вариант.
Собрать документы
С кодами ОКВЭД определились, систему налогообложения выбрали, теперь можно приступать к сбору документов для регистрации ИП. Нужны:
- Заявление по установленной законом форме №Р21001. Его можно скачать с сайта ФНС. При электронной подаче обращения заполните заявление онлайн.
- Квитанция об оплате госпошлины. В некоторых случаях ее платить не нужно, это рассмотрим ниже.
- Копия паспорта — разворота и прописки. При личной подаче заявления в ФНС нужен и оригинал паспорта.
По сути, главное — это составленное заявление. Нужно заполнить его без ошибок.

Первая часть заявления на регистрацию ИП
Что с госпошлиной
Стандартная госпошлина за регистрацию бизнеса ИП — 800 рублей. Оплачивать нужно по реквизитам ФНС, в которую подаете заявление. Но сейчас будущие предприниматели могут получать статус бесплатно.
Пошлину платят только если обращаются в ФНС лично или при отправке пакета документов Почтой России. Если проходите регистрацию удаленно любым способом, подаете заявление в МФЦ или через нотариуса, ничего платить не нужно.
Если проходите регистрацию ИП онлайн на сайте налоговой, через Госуслуги или банк, госпошлину платить не нужно.
Как зарегистрировать ИП онлайн
Регистрацию ИП в налоговой можно провести удаленно несколькими способами:
- Через специальный сервис ФНС. Нужна УКЭП, полученная через удостоверяющий центр или аккаунт в Госключ.
- Через Госуслуги, актуально при наличии доступа к приложению Госключ и УКЭП.
- В банке. Многие банки предоставляют бесплатный сервис по регистрации бизнеса с последующим подключением к РКО. Будущие ИП часто выбирают этот вариант как самый удобный.
Теперь рассмотрим пошагово каждый из этих способов регистрации индивидуального предпринимателя.
На сайте ФНС
Специального для этого Налоговая служба создала отдельный сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса», вот прямая ссылка на него.
Для начала нужно войти в систему одним из предложенных способов, например, через ЕСИА — авторизация через Госуслуги.

Для регистрации ИП через сервис ФНС нужно выбрать способ входа
После авторизации можно начинать регистрацию. Система попросит указать личные данные, коды ОКВЭД, систему налогообложения. На основе введенных данных система сама сформирует заявление. Останется только дать согласие на регистрацию и отправить электронные документы в ФНС.
Стандартно регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя занимает 3 рабочих дня. Но в этом случае можно получить статус в тот же день. Это самый быстрый вариант.
Через Госуслуги
Если есть подтвержденная запись на этом портале и регистрация в Госключ, можно пройти регистрацию ИП на Госуслугах. Для этого авторизуйтесь на сайте и через поиск найдите нужную услугу.
Сначала система попросит подтвердить личные данные, которые в ней есть. После этого укажите основной код ОКВЭД и дополнительные. Несмотря на то, что дополнительные по количеству не ограничены законодательно, на Госуслугах можно внести не более 20.

При регистрации ИП на Госуслугах можно указать не более 20 ОКВЭД
Затем выберите налоговый режим. Далее система сама сформирует заявление на государственную регистрацию ИП. В него уже будут внесены все данные. Необходимо скачать электронный документ и прикрепить его по ссылке ниже.

Заявление на регистрацию ИП на Госуслугах
После этого скачайте и прикрепите заявление в ФНС об установке выбранного налогового режима. Далее прикрепите фото паспорта — основную страницу и разворот с пропиской.
Подпишите заявление через авторизацию в Госключе и отправьте его в ФНС. Регистрация ИП через Госуслуги занимает 3 рабочих дня, статус обращения отслеживайте в личном кабинете.
Через банк
Если изначально понимаете, что для предпринимательской деятельности нужен будет расчетный счет, рассмотрите вариант регистрации ИП через банк. Такая услуга есть у многих банков, которые предоставляют услуги РКО. Плюсы:
- Банк сам создаст и отправит заявление в ФНС на основе данных о кодах ОКВЭД и системе налогообложения, которые вы укажите. В течение 3 дней уведомит, что ИП оформлено.
- Сервис бесплатный. Не нужно платить банку за услугу регистрации, госпошлину в этом случае тоже нет.
- Вас сразу подключат к РКО и всем необходимым для будущего бизнеса сопутствующим услугам, например, к эквайрингу, онлайн-бухгалтерии. Часто у таких банков есть бесплатные тарифы РКО для начинающих предпринимателей.
У каждого банка своя схема удаленной регистрации ИП. Стандартно клиент подает заявку онлайн, передает банку необходимую информацию. После этого банк составляет заявление и отправляет его в ФНС. В итоге ходить вообще никуда не нужно.
Например, вот алгоритм от банка Точка, который в том числе предлагает новым предпринимателям бесплатное РКО на 3 месяца:

Регистрация ИП через банк Точка
Как выбрать банк для регистрации бизнеса
Оказывая услугу по регистрации бизнеса, банк подключает клиента к РКО. То есть у вас будет рабочий расчетный счет, который можно указывать в договорах, и проводить с ним любые финансовые операции. Плюс можно пользоваться сопутствующими услугами: эквайрингом, зарплатным проектом, онлайн-бухгалтерией, кредитами и прочим.
Выбирая банк для регистрации ИП, смотрите на его условия обслуживания в рамках РКО. Вы будете пользоваться его счетами и картами, и это должно быть выгодным и комфортным.
На что смотреть при выборе банка для регистрации ИП:
- Линейка тарифов на РКО. Хорошо, если есть стартовый вариант для только что зарегистрированного бизнеса и другие пакеты, которые могут понадобиться по мере роста оборотов и потребностей бизнеса.
- Стоимость стандартного тарифа и что в него входит. Обычно предприниматели быстро перерастают стартовый, который не рассчитан на большой объем операций.
- Сопутствующие услуги. Определитесь, какие финансовые услуги будут нужны. Идеальный вариант — получать все в рамках одного банка. Например, эквайринг, кредиты, банковские гарантии, лизинг, специальные счета для торгов, онлайн-бухгалтерию, ВЭД и другое.
- Удобство обслуживания. Все или почти все должно быть уведено в онлайн, должны быть сервисы для дистанционного обслуживания. Если нужно снимать или вносить наличные, смотрите расположение банкоматов и условия по бизнес-картам.
- Репутация. Лучше выбрать для РКО крупный банк, который давно работает с бизнесом и предлагает его представителям много услуг. Это значит, что все процессы давно отлажены, проблем с обслуживанием не будет.
Вы можете вести расчетно-кассовое обслуживание в одном банке и получать остальные финансовые услуги в другом. Но клиентам на РКО обычно предлагают лучшие условия по тем же кредитам, депозитам, эквайрингу, зарплатным проектам.
Лучшие предложения банков по регистрации ИП
Теперь рассмотрим предложения банков, которые чаще всего выбирают представители бизнеса для регистрации ИП и дальнейшего обслуживания. Все они предлагают бесплатно получить статус предпринимателя и сразу подключают клиента к РКО.
Точка
Банк, который оказывает все услуги в дистанционном формате. Для новых клиентов есть бесплатный стартовый тариф РКО.
Основные преимущества:
- подготовит за вас все документы;
- поможет выбрать ОКВЭД и систему налогообложения;
- сам передаст информацию в ФНС;
- сервис полностью бесплатный.
Бесплатная регистрация ИП в Точка Банке →
Т-Банк
Еще один банк, который работает полностью онлайн. Для подписания документов к вам приедет представитель финансовой организации в удобное место. Начинающим ИП дарят 2 месяца бесплатного обслуживания.
Основные преимущества:
- поможет выбрать коды ОКВЭД и систему налогообложения;
- сразу переведет на УСН или Патент;
- сам отправит документы в ФНС по месту вашей прописки;
- сервис полностью бесплатный.
Бесплатно зарегистрировать ИП в Т-Банке →
Альфа-Банк
Альфа-Банк несколько раз признавали лучшим банком для предпринимателей. Он также предоставляет сервис по регистрации ИП. Здесь есть тариф на РКО для новых ИП с бесплатным обслуживанием навсегда без условий.
Основные преимущества регистрации бизнеса через Альфа-Банк:
- параллельно изготовит вам электронную подпись;
- удаленно отправит документы в нужную ФНС;
- подключит бесплатный сервис онлайн-бухгалтерии;
- сервис полностью бесплатный.
ВТБ
Удобен тем, что после онлайн-регистрации ИП и подключения к РКО здесь можно получить все возможные услуги для бизнеса, в том числе банковские гарантии, крупные кредиты и бизнес-ипотеки.
Основные преимущества:
- выпустит для вас электронную подпись;
- сам отправит документы в ФНС;
- откроет новому ИП бесплатный расчетный счет;
- сервис полностью бесплатный.
Для регистрации бизнеса через любой банк требуется только паспорт и номер СНИЛС. Также нужно заранее определиться, какой деятельностью будете заниматься.
Комментарии: 0