Ситуация с техосмотром меняется чуть ли не каждый год. Постоянно пересматривают правила его поведения, перечень авто, которые обязаны его проходить. Система штрафов также подлежит обновлению. Рассмотрим, какие правила актуальны в 2025 году.
Существует ли штраф за отсутствие техосмотра, на кого его могут наложить, сколько придется заплатить. И самое главное — нужно ли вообще проходить техосмотр в 2025 году, в том числе для приобретения полиса ОСАГО. Расскажем обо всем подробно.
Полагается ли штраф за отсутствие диагностической карты в 2025 году
Начнем разбираться с основным вопросом — существует ли в 2025 году штраф за езду без техосмотра. Ситуацию регулируют 14.4.1 КоАП, которая называется «Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств», и Статья 12.5 «Управление транспортным средством при наличии неисправностей»:
- Статья 14.4.1 говорит о штрафах за техосмотр для его операторов, то есть организаций, которые его проводят. Так, если диагностическая карта выдана на ТС, которое по факту не проходило осмотр, или информация не соответствует действительности, должностное лицо заплатит от 35 000 до 50 000 рублей, на юрлицо накладывают штраф до 300 000 рублей;
- Статья 12.5 говорит о наказании за управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена диагностическая карта, которая у него должна быть. В этом случае штраф за техосмотр в 2025 году составит 2000 рублей.
Штраф за езду без диагностической карты в 2025 году — 2000 рублей. Но важный момент — по закону эту карту должны иметь далеко не все водители.
Важные изменения в законе с 2022 года
Самое главное — разобраться, кто вообще в 2025 году по закону обязан проходить техосмотр и иметь диагностическую карту. Ранее это правило касалось многих транспортных средств. Но с 1 марта 2022 года ситуация в очередной раз изменилась. Объявлено, что обязательный технический осмотр частных автомобилей отменен.
Ранее пройденный техосмотр и выданная диагностическая карта свидетельствовали об исправности автомобиля. Процесс был обязательным для многих водителей. Без его прохождения было невозможно приобрести полис ОСАГО. Но параллельно этому обязательству шла и торговля серыми картами и прохождение псевдо-осмотров.
Несмотря на ужесточение правил предоставления услуг пунктами техосмотра, ситуация мало менялась. Из-за постоянных изменений правил и необходимости модернизации при прежнем уровне цены на услуги пункты ТО начали массово закрываться. В итоге в некоторых населенных пунктах их попросту не оказалось.
Тогда МВД и предложило Правительству РФ вовсе отменить обязательный техосмотр и, соответственно, штраф за него для обычных автовладельцев — частных лиц. Мнение подкреплялось тем, что водители и без этого согласно правилам ПДД должны ездить на исправном транспортном средстве.
Правительство РФ поддержало эту инициативу и отменило обязательный техосмотр авто и штраф за езду без техосмотра для частных лиц. Но есть исключения — это автомобили такси, пассажирские автобусы и грузовики.
Кто в итоге получит штраф за непройденный техосмотр
Для ответа на этот вопрос обратимся к 170-ФЗ, статье 15 «Периодичность проведения технического осмотра». Самое главное — пункт 7, который говорит, что легковые авто и мототранспортные средства не подлежат обязательному техосмотру, если они принадлежат физическим лицам и используются для их личных целей. При этом автовладелец имеет полное право посещать пункты ТО и проходит осмотр.
Во всех остальных случаях водитель должен регулярно проходит осмотр, и при отсутствии диагностической карты ему назначат штраф в 2000 рублей. Насколько регулярно — это определяет закон.
В первые 4 года, включая год изготовления транспортного средства, проведение технического осмотра не требуется:
- для легковых автомобилей, используемых для коммерческих целей;
- грузовых авто с разрешенной массой до 3500 кг;
- прицепов и полуприцепов юридических лиц;
- мототранспортных средств, используемых для коммерческих целей.
Если же с момента изготовления такого транспортного средства прошло больше 4 лет, включая год выпуска, тогда собственник обязан проходить технический осмотр каждые 2 года. То есть, если ТС изготовлено в 2020 году, в 2024 году нужно пройти первый техосмотр и получить диагностическую карту. Далее процедура повторяется каждые 2 года.
Если прошло 10 лет, тогда осмотр проводится ежегодно. Это касается указанных выше ТС.
Есть отдельный перечень транспортных средств, которые должны проходить технический осмотр каждый год, если с момента их выпуска прошло до 5 лет. То есть к этим ТС законодательно установленные самые строгие правила, они должны осматриваться ежегодно с момента выпуска. Это:
- автобусы;
- легковые такси;
- грузовые авто, переделанные под перевозку пассажиров с числом пассажирских мест от 8.
Если же с момента выпуска этих транспортных средств прошло более 5 лет, тогда собственник обязан проводить их ТО каждые полгода. Если же авто предназначено для перевозки опасных грузов, вне зависимости от года его выпуска осмотр нужно проходить каждые 6 месяцев.
Полный перечень видов авто и периодичности проведения их технического осмотра смотрите в Статье 15 170-ФЗ.
Отсутствие техосмотра у этих транспортных средств и его непроведение в положенный срок ведет к наложению штрафа в 2000 рублей. Обычных же владельцев частных легковых авто в 2025 году вообще не штрафуют ни при каких обстоятельствах, так как проходить техосмотр они более не обязаны.
Когда нужно пройти осмотр частного легкового авто
Наказание за езду без техосмотра для обычных водителей частных легковых авто не предусматривается. Но при этом есть ситуации, когда собственник будет обязан пройти осмотр машины. Это связано с прохождением различных регистрационных действий:
- постановка на учет автомобиля, который изготовлен более 4 лет назад;
- регистрация машины на нового владельца, если с момента ее выпуска прошло более 4 лет;
- регистрация автомобиля, конструкция которого изменена или изменены основные компоненты.
В этих случаях технический осмотр машины проводят непосредственно на территории ГИБДД при выполнении регистрационных процедур.
За сотрудниками ГИБДД закреплено право направить на обязательный технический осмотр авто, исправность которого вызывает сомнения. В этом случае водитель обязан пройти осмотр и получить диагностическую карту. Невыполнение этого действия влечет наложение штрафа в 2000 рублей.
Об ОСАГО
Если вы — простой водитель, используете легковой автомобиль в личных целях, штраф за езду без техосмотра в 2025 году вам не грозит. Обязанности проходить технический осмотр нет. Даже если вам нужно приобрести полис ОСАГО — теперь его оформляют без этого условия.
Но при этом, если вы управляли авто в неисправном состоянии, что и повлекло ДТП, страховая компания имеет полное право отказать вам в возмещении. Поэтому в любом случае обязанность водителя — следить за состоянием машины и не выезжать на дорогу, если есть явные неполадки. Само же ТО водитель может проходить на спецстанциях по своему усмотрению.
Комментарии: 5
Вчера остановили меня таксиста на своей машине. ТО кончилось полгода как. говорят 50000 штраф и 2000 на водителя. вот и как понимать законы. везде вилки. типа если ты не ИП и не таксист тогда «сделаем письмо и тебя лишать лицензии на такси в Москве» или плати 50000.
Надо было следить за ТО,ты людей возишь,сам виноват
Ну тут гайцы явно блифуют, пусть лешают лицензии еслиВы не ИП и не таксист, по факту пусть пробивают по базам, лицуху и т.д. в основном им лень это делать, если машина на физическое лицо оформлена, пусть доказывают что Вы таксист, меня так же гайцы за путевку разводят, но спасает тот факт что грузовик оформлен на меня как на физ лицо, и где эту путевку *я *:)
просто столько штрафов назначить и собрать трудно, разом.
НАКОНЕЦ СТАЛИ ДУМАТЬ О ПРОСТЫХ АВТОЛЮБИТЕЛЯХ