Страховой рынок в 2025 году трансформируется

За январь–сентябрь 2025 года страховой рынок России показал парадоксальную динамику: объем собранных премий вырос на 14,8% (до 2,75 трлн рублей), а количество вновь оформленных полисов сократилось. Рост обеспечен переходом к долгосрочным и более дорогим продуктам на фоне снижения доли массовых низкомаржинальных продаж.

Страховой рынок в 2025 году трансформируется | Бробанк.ру

За январь–сентябрь 2025 года страховой рынок России показал парадоксальную динамику: объем собранных премий вырос на 14,8% (до 2,75 трлн рублей), а количество вновь оформленных полисов сократилось. Рост обеспечен переходом к долгосрочным и более дорогим продуктам на фоне снижения доли массовых низкомаржинальных продаж.

Источник данных: ЦБ РФ. Анализ и расчеты: сервис Brobank.ru.

Динамика ключевых показателей страхового рынка

За отчетный период страховщики собрали 2,75 трлн рублей, что больше итогов аналогичного периода 2024 года:

  • В фактическом выражении: +354,81 млрд рублей.
  • В относительном выражении: +14,8%.

График 1. Тренд увеличения объема собранных премий страховыми компаниями сохраняется второй год подряд. Источник: сервис Brobank.ru.

Также рынок демонстрирует рост по количеству активных договоров — на 9,56 млн полисов (+5,38%):

  • 1 октября 2024 года: 177,63 млн страховок.
  • 1 октября 2025 года: 187,19 млн договоров.

График 2. Второй год подряд увеличивается число активных договоров страхования, как и объем премий. Источник: сервис Brobank.ru.

При этом количества вновь оформленных полисов сократилось на 0,17% (-356,96 тыс. страховок):

  • За январь–сентябрь 2024 года компании заключили 212,06 млн договоров.
  • В аналогичном периоде 2025 года — 211,71 млн соглашений.

График 3. Страховые компании второй год подряд сокращают количество вновь оформленных договоров страхования. Источник: сервис Brobank.ru.

Причины парадокса на рынке страхования

Парадокс можно объяснить тремя структурными факторами, которые ведут к росту маржинальности бизнеса страховщиков:

  1. Популяризация НСЖ/ИСЖ. Условия этих продуктов предусматривают высокий средний чек и длительный срок, что позволяет без ежегодного перезаключения договора получать крупные взносы.
  2. Сокращение кросс-продаж. Снижение активности на кредитном рынке привело к падению объема сопутствующих страховок (например, страхование жизни заемщика или защита от несчастных случаев), которые относятся к массовому сегменту.
  3. Подорожание страховых продуктов. Рост стоимости автоматически увеличивает объем премий даже при стагнации или незначительном снижении количества продаж.

По итогу страховой рынок переходит от массового низкомаржинального сегмента к более дорогостоящим «длинным» портфелям.

Прогноз от Brobank.ru до конца 2025 года

Тенденции рынка, сформированные в январе–сентябре, сохранятся в IV квартале 2025 года.

  • Основной драйвер: рынок продолжит смещаться от агрессивного роста количества договоров к повышению их качества и маржи.
  • Ключевое преимущество: максимальную выгоду получат компании с развитой и эффективной моделью банкострахования. Они смогут монетизировать доступ к клиентской базе аффилированных банков, продвигая сложные высокомаржинальные продукты (те же НСЖ/ИСЖ).
  • Риски: компании, ориентированные исключительно на массовые и низкомаржинальные кросс-продажи, столкнутся с давлением на прибыльность.

Для представителей СМИ и отраслевых аналитиков

Полная база данных по рынку страхования, представленная выше, доступна для скачивания и использования в ваших материалах с указанием источника: Brobank.ru.

Редакция
Проводит опрос
Какой ваш главный финансовый итог 2025 года?
Поделитесь вашим мнением в опросе и комментариях
Стабильный рост: доходы постепенно росли. Достиг крупной цели: накопил на важную покупку или вложился в будущее. Удержал позиции: смог сохранить прежний уровень доходов и не набрать долгов. Пережил турбулентность: пришлось занимать или серьезно экономить. Прокачал грамотность: всерьез занялся бюджетом, инвестициями, новыми источниками доходов. Ничего кардинально не изменилось — ни в плюс, ни в минус.
10
Подписаться на Телеграм Подписаться на Телеграм

Комментарии: 0

Написать комментарий