В конце апреля 2025 года увеличился поток жалоб клиентов крупных российских банков. Держатели карт заявляют о скрытых подключениях платных услуг и списании денег за премиальные программы или уведомления.
Также граждане считают, что финансовые организации ведут себя недобросовестно и не предоставляют полную информацию при заключении договоров. Судя по всему, на фоне замедления темпов кредитования банки начали использовать невнимательность клиентов для получения дополнительной прибыли.
В чем обвиняют банки
Клиенты Альфа-Банка чаще остальных жалуются на списание комиссий за платные уведомления без их согласия. При этом комиссия для владельцев кредитных карт составляет 159 рублей в месяц, для дебетовых — 99 рублей. Со своей стороны, финучреждения отклоняют претензии и перекладывают ответственность на граждан. Так, в Альфа-Банке и Газпромбанке заявили, что отправляют клиентам push-уведомления или СМС с информацией о подключении новых услуг. Но большинство пользователей упускают из виду такие сообщения. Под угрозой — россияне пожилого возраста, которым не под силу вовремя обнаружить проблему и отреагировать на списание денег.
В списке жалоб клиентов Газпромбанка — несанкционированное подключение пакета «Плюс» с ежемесячной оплатой в 299 рублей. В некоторых случаях подписку не удавалось отменить даже после нескольких обращений в службу поддержки. Кроме того, при выпуске зарплатной карты банк уговаривает клиентов оформить якобы бесплатную кредитную карту. Впоследствии за обслуживание кредитки берут комиссию. При этом в ГПБ утверждают, что за рамки договора не выходят.
На списание комиссий жалуются и клиенты Ак Барс Банка, причем за использование продуктов, по которым не предусмотрены платные услуги. Так, в ПСБ списывали деньги после того, как пользователи отключали платные уведомления, а клиентам Кредит Европа Банка при оформлении кредитов навязывали платную услугу. После перехода из Хоум Банка клиенты Совкомбанка столкнулись со списанием комиссии за подписку «Халва Десятка».
В Центробанке не наблюдают роста числа жалоб россиян на скрытое подключение платных услуг, но практику утаивания информации считают неприемлемой.

Кредитный лимит | 1 000 000₽ |
ПСК | 52.628% - 57.050% |
Без процентов | До 60 дней |
Стоимость | 0 - 990 руб. |
Кэшбек | До 50% |
Решение | 2 мин. |
Подключение платных услуг
В 2025 году наблюдается сокращение портфеля кредитов физлицам. Спрос на займы ограничивает высокая ключевая ставка, а реальная процентная ставка при кредитовании достигает 40% годовых. В результате участники рынка стремятся сохранить доходность бизнеса, и подключение платных услуг — действенный способ заработать.
По словам экспертов, клиенты не замечают в текстах договоров заранее проставленные галочки и таким образом дают согласие на подключение дополнительных услуг. Кроме того, клиенты не используют свое право удалять из документа эти пункты. В результате банки подключают платные сервисы и повышают стоимость продуктов без явного согласия пользователей.
При этом эксперты называют платные уведомления стандартной практикой. Банки оплачивают растущие в цене услуги операторов связи и хотят переложить часть расходов на клиентов. А они, в свою очередь, не сразу замечают ежемесячные списания небольших сумм.
Законность скрытых комиссий
Серьезные нарушения в банковских документах встречаются редко благодаря обширному штату юристов. При этом скрытое подключение платных услуг идет вразрез с законом «О потребительском кредите».
Тем не менее банки игнорируют правила, а клиенты с удивлением обнаруживают подключенные дополнительные услуги. В их числе: специальные условия обслуживания, СМС-уведомления и страхование на случай мошенничества. Встречаются также услуги астролога и телемедицина.
За навязывание дополнительных услуг грозит штраф до 300 000 рублей. Но это не пугает банки, так как благодаря недобросовестным действиям они могут заработать больше.

Сумма до | 399 999₽ |
ПСК | 18.883% - 20.901% |
Срок кредита | 12-60 мес. |
Сумма от | 50 000 ₽ |
Возраст | 18-85 лет |
Решение | 5 мин. |
Решение проблемы
В Центробанке уточнили, что финансовые организации не имеют права заранее проставлять в договорах отметки, которые подтверждают согласие клиента на подключение дополнительных услуг. Кроме того, информация о важных условиях должна быть прозрачной, а граждане должны иметь возможность отказываться от платных сервисов.
Также эксперты советуют россиянам внимательно изучать договоры и требовать удаления тех пунктов, которые их не устраивают. После заключения договора можно позвонить в кредитную организацию и отказаться от дополнительных платных услуг. Разговор стоит записать, это станет доказательством в случае судебных разбирательств. Кроме того, о нарушениях нужно сообщать в Роспотребнадзор, Центробанк и службу финансового омбудсмена РФ.
С 01.09.2025 года вступают в силу новые положения ФЗ «О защите прав потребителей», которые запрещают навязывать дополнительные платные услуги. До конца года финансовые организации должны будут изменить внутренние процессы. Под запретом будут предустановленные отметки в договорах, а дополнительные услуги будут подключать только после получения согласия от граждан.
Эксперты также выступают за единый стандарт для банковских приложений, так как через смартфоны клиенты проводят большинство операций.
По материалам «Известий»
Комментарии: 0