Идентификация и аутентификация

Идентификация - это определение пользователя в системе по его признаку. Обычно речь идет о логине, которым является электронная почта, мобильный телефон или комбинация чисел и цифр, придуманная системой или пользователем.

Идентификация и аутентификация

Идентификация — это определение пользователя в системе по его признаку. Обычно речь идет о логине, которым является электронная почта, мобильный телефон или комбинация чисел и цифр, придуманная системой или пользователем.

Идентификация, аутентификация и авторизация

Если пользователь намерен зайти в систему под своими учетными данными, он проходит и идентификацию, и аутентификацию. Например, при входе на какой-то сайт, в банкинг, в сервис электронных платежей, в личный кабинет МФО, коммунальной компании.

Как проходит идентификация пользователя:

  1. Он открывает страницу входа и вводит свой логин. Это и есть идентификация. Система по логину понимает, кто это, одинаковых логинов на сервисе не бывает.
  2. Далее пользователь вводит пароль. Это и есть аутентификация. Мало ли кто ввел логин, его можно внести и наобум. А вот пароль — это подтверждение того, что авторизовывается именно владелец логина.
  3. Некоторые системы применяют двойную аутентификацию. После введения пароля они направляют на привязанный телефон пользователя СМС с одноразовым проверочным кодом. Вместо телефона может использоваться электронная почта.

После идентификации и аутентификации происходит авторизация. Система понимает, что это за пользователь, что это именно он. Далее она определяет, что он может делать, предоставляет ему определенные права. Это и есть авторизация.

Биометрическая аутентификация

Вариантов аутентификации пользователей становится все больше, компании и сервисы активно применяют в этом биометрию человека. На сегодня существуют такие методы:

  • по отпечатку пальцев;
  • по радужной оболочке глаза или по сетчатке глаза;
  • по геометрии руки или лица;
  • по термограмме лица.

В последнее время банки стали активно применять аутентификацию клиента по голосу. Они создают базу голосовых данных: если клиент в ней есть, то при звонке он проходит голосовую аутентификацию и получает нужную информацию или услугу без дополнительных подтверждений личности.

Благодаря созданию биометрических способов аутентификации пользователи стали более защищенными. Некоторые системы применяют двойную биометрическую аутентификацию, например, считывают сразу и отпечаток пальцев, и геометрию руки.

Частые вопросы

Что такое идентификация пользователя?
Это введение идентификатора, который позволяет системе понять, кто этот пользователь. Стандартно речь идет о логине, который уникален для каждого зарегистрированного в конкретной системе. Логином стандартно бывает телефон или электронная почта пользователя.
Что такое аутентификация?
Это подтверждение личности пользователя путем введения пароля. Если система поймет, что пароль совпадает с логином, происходит аутентификация пользователя и вход в систему.
Что такое авторизация?
Определение системой прав пользователя, какие действия он может совершать. Происходит автоматически сразу после аутентификации.
Кто проводит идентификацию личности?
Чаще всего она используется при входе клиента в онлайн-банк, в личный кабинет МФО, в кабинет поставщика коммунальных услуг, на любой сайт. То есть идентификация и аутентификация необходимы для подтверждения личности пользователя в случае использования им дистанционных каналов. В иных случаях личность подтверждается предоставлением паспорта.
Может ли идентификация существовать без аутентификации?
Оба эти действия взаимосвязаны и бессмысленны друг без друга. Вход в систему невозможно выполнить только по логину или только по паролю.

Источники:

  1. Википедия: Биометрические системы аутентификации.
  2. Касперский.ру: Идентификация, аутентификация и авторизация — в чем разница?
  3. Википедия: Идентификация.
Редакция
Проводит опрос
Какой ваш главный финансовый итог 2025 года?
Поделитесь вашим мнением в опросе и комментариях
Стабильный рост: доходы постепенно росли. Достиг крупной цели: накопил на важную покупку или вложился в будущее. Удержал позиции: смог сохранить прежний уровень доходов и не набрать долгов. Пережил турбулентность: пришлось занимать или серьезно экономить. Прокачал грамотность: всерьез занялся бюджетом, инвестициями, новыми источниками доходов. Ничего кардинально не изменилось — ни в плюс, ни в минус.
71
Подписаться на Телеграм Подписаться на Телеграм

Комментарии: 0

Написать комментарий