В первой половине марта 2022 года уровень одобрения заявок на кредиты на покупку автомобиля опустился до 10% – рекордно низкого значения.
По словам экспертов, это стало следствием роста цен на автомобили, снижения платежеспособности россиян и ужесточения банковского скоринга. При этом стабилизация сегмента может занять до 6 месяцев. Однако увеличение среднего чека даст возможность рынку автокредитования избежать серьезного провала по итогам 2022 года.
Согласно данным НБКИ, за первые 2 недели марта текущего года уровень одобрения заявок заемщиков в сегменте автокредитования опустился до 10% (минимум с 2020 года). Аналитики уточняют, что даже в период карантина весной 2020 года российские банки одобряли 26% заявок физлиц на автокредиты.
Алексей Волков, директор по маркетингу НБКИ, уточняет, что в 2022 году причины проблем в данном сегменте являются более глубокими: продолжающийся дефицит автокомплектующих, взятая автопроизводителями пауза, санкционное давление на российские банковские учреждения. В текущей ситуации многие банки приостановили выдачу новых кредитов, чтобы произвести переоценку кредитных рисков. Также важно понимать, когда автопроизводители будут в состоянии насытить рынок.
По информации НБКИ, в феврале россияне оформили 70,4 тысячи автокредитов (на 5,4% меньше, чем год назад). При этом средний чек автокредита продолжает расти с апреля 2020 года. К началу 2022 года он достиг 1,3 миллиона рублей (на 30% больше, чем до пандемии).
Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-аналитики», считает, что пока нет предпосылок для быстрого восстановления авторынка. Сейчас наблюдается не только ужесточение кредитной политики финучреждений, но и снижение интереса населения к кредитованию в связи с резким подорожанием транспортных средств. С целью ограничения скорости вымывания автомобилей с рынка дилеры максимально индексируют цены.
В сложившихся условиях профиль потенциального заемщика также ухудшился, что оказывает непосредственное влияние на вероятность одобрения. Аналитики уже наблюдают снижение платежеспособности клиентов. По словам банкиров, требования к DTI клиентов повысились. На фоне подорожавших кредитов возможен более тщательный анализ платежеспособности физлиц, чтобы избежать чрезмерной долговой нагрузки.
В то же время участники рынка настроены достаточно оптимистично. Эксперты считают, что ситуация с невысоким уровнем одобрения кредитных заявок будет скорректирована уже в апреле, однако к прежнему уровню она пока не вернется.
Алексей Санников, первый зампред правления Экспобанка, уверен, что положение дел в сегменте автокредитования улучшится в течение ближайших 3-6 месяцев. Требуется время для трансформации логистических цепочек, восстановления поставок автомобилей и возвращения ставок по кредитам на приемлемый для заемщиков уровень.
По материалам издания «Коммерсантъ»
Комментарии: 0