Что такое оферта простыми словами

Слово "оферта" мы слышим очень часто, но мало кто из нас может объяснить, что это такое, простыми словами. Но даже те, кто не очень часто сталкивается с заключением каких-либо договоров, могут встретить это слово в обычной жизни. Brobank объяснит, что такое оферта договора, простыми словами, понятными каждому.

Оферта простыми словами
Никитин Евгений Николаевич
Автор Бробанк.ру Евгений Никитин
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование по специальности "Журналистика" в Университете Лобачевского. Более 4 лет работал с физическими лицами в банках НБД Банк и Волга-Кредит. Имеет опыт работы в газете и телевидении Нижнего Новгорода. Является аналитиком банковских продуктов и услуг. Профессиональный журналист и копирайтер в финансовой среде nikitin@brobank.ru Открыть профиль

Что такое оферта

Происхождение слова «оферта» приводит нас к словам «предложение» или «предлагать». Оферта как предложение кому-либо чего-либо может быть не только письменной, но и устной. То есть, если кто-то сделал вам предложение на словах, а вы согласились – это точно так же можно считать полноценным договором.

Оферта - это устная или письменная договоренность, в которую будут вноситься правки

Оферта может приниматься «как есть», то есть, без внесение в нее изменений, а может несколько раз изменяться с позволения всех сторон. Таким образом, офертой можно с успехом назвать как договор между друзьями, не закрепленный ничем, помимо устного соглашения, так и серьезный контракт между компаниями, занимающий несколько томов.

Помимо собственно оферты, существует также и договор оферты, хотя многие утверждают, что данное понятие не имеет смысла. Однако под договором оферты чаще всего подразумевают нечто вроде преддоговора, предложения, условия которого впоследствии могут измениться. Чаще всего, так и происходит.

Оферта и акцепт

Итак, перейдем к более глубокому изучению терминов, которые могут как встречаться рядом со словом «оферта», так и сопровождать его в специфических статьях или нормативных документах. Оферта, как мы уже выяснили – предложение чего-либо. В оферте могут участвовать следующие стороны:

  • Оферент. Это тот, кто непосредственно оферту предлагает. Он может быть как юридическим, так и физическим лицом, поставлять при этом товары либо же услуги.
  • Акцептант. Это тот, кому адресуется оферта и кто подразумевается как «получатель» соответствующих товаров или услуг.
  • Акцепт. Это процесс или форма принятия оферты таким образом, которым она была предложена. Например, покупка товара в магазине за предложенную цену – это акцепт оферты.

В примере с магазином и офертой в качестве оферента выступает магазин, в качестве акцептанта – человек, который собирается что-то купить, а процесс покупки – это акцепт.

В процессе купли-продажи магазин является оферентом, процесс покупки является акцептом, а покупатель - акцептант

Во многих ситуациях акцепт происходит без запроса непосредственного согласия акцептанта. Чаще всего подобное можно встретить на каких-либо сайтов, предоставляющих доступ к программному обеспечению. Соглашаясь с лицензионным соглашением, проставляя соответствующие галочки во время скачивания, вы таким образом производите акцепт оферты, которую предлагает сайт. Или компания, чьей собственностью является данный сайт.

Ввиду этого рекомендуется как можно более внимательно относиться к своим действиям в интернете. Так иногда в новостях появляются истории, как какой-либо разработчик добавил в лицензионное соглашение непредусмотренные пользователями пункты, после чего большое количество людей приняло их, не глядя. На данный момент это всего лишь шутки, но кто знает, чем беспечность может обернуться в будущем. С офертами необходимо быть осторожным.

Почему в рекламе говорят «не является офертой»

Реклама – это некоторая информация, призванная заинтересовать потенциального клиента, а также убедить его сделать покупку в конкретном месте или у конкретной компании/человека. Так как целью рекламы всегда является повышение заинтересованности клиента и его мотивацию к покупке, чаще всего в ней описываются положительные стороны товара или услуги, а также делается акцент на более приятных для клиента условиях сделки.

В рекламе часто скрывают часть характеристик продукта

Но так как оферта налагает на оферента некоторые требования, он не хочет, чтобы акцептант (клиент) принимал его предложение таким, каким оно может выглядеть в рекламе. Чаще всего договор на поставку товаров или услуг значительно сложнее рекламного блока. Клиент, приняв оферту через рекламу, может не получить тех условий, на которые он рассчитывал и понести таким образом убытки. В этом случае государство защищает его права и, подав в суд на продавца, клиент легко выиграет дело.

Именно поэтому в рекламных блоках чаще всего появляются упоминания о том, что данная реклама не является публичной офертой. Это не значит, что продавец в обязательном порядке не будет соблюдать заявленные характеристики своего продукта. Это значит, что он как оферент пытается защитить себя от возможного недопонимания в будущем.

Разновидности оферты

Оферты могут иметь различные характеристики. По этим характеристикам они делятся на виды:

Твердая оферта подразумевает предложение от одного лица другому

  1. Твердая. Это предложение, сделанное конкретному лицу. Чаще всего его можно либо принять, либо отказаться.
  2. Безотзывная. Оферент не может отказаться от выполнения условий оферты. Чаще всего встречается при выкупе акций и предприятий-банкротов.
  3. Свободная. Данный тип оферты рассылается массово и не требует от оферента обязательного заключения договора.
  4. Публичная. Любая оферта, сделанная любым способом.

Как можно видеть, в понятии «оферта» нет ничего сложного. Знать это понятие и различать оферту и рекламу теперь станет значительно проще.

Комментарии: 0