Чтобы начать предпринимательскую деятельность официально, необходимо зарегистрировать свой бизнес в Федеральной налоговой службе — ФНС. Регистрацию можно пройти как лично в отделении налоговой, так и удаленно.
Обсудим, как открыть ИП через интернет и можно ли это сделать через портал Госуслуги. Дадим подробную инструкцию для регистрации предпринимательства.
- Можно ли открыть ИП через Госуслуги
- Какие варианты регистрации предлагают на Госуслугах
- Как открыть ИП через сайт ФНС
- Открытие ИП через МФЦ
- Регистрация ИП у нотариуса
- Как открыть удаленно через банк
- Сбербанк
- Т-Банк (бывший Тинькофф)
- Альфа-Банк
- Что нужно сделать перед открытием
- Могут ли отказать в регистрации ИП
Можно ли открыть ИП через Госуслуги
В 2022 году на сайте единого портала государственных и муниципальных услуг появилась возможность регистрации ИП в режиме онлайн. Для этого пользователю было необходимо подтвердить учетную запись и подать заявление на регистрацию через специальный сервис.
Заявку отправляли в Федеральную налоговую службу, а затем приглашали в офис ФНС для предоставления оригиналов документов. Если у предпринимателя была электронной подписи, благодаря которой можно подписывать и направлять на проверку документы в электронном варианте, можно было вообще никуда не идти.
Налоговики проверяли заявку и документы в течение трех дней. Если все хорошо и данные предоставлены в полном объеме — ставили на учет. Оповещение об этом приходило в личный кабинет и дублировалось на электронную почту, указанную в заявлении.
В 2024 году сервис по принятию заявлений на регистрацию ИП через Госуслуги не работает. При подобном запросе робот Макс выдает следующие варианты:

Регистрация ИП через Госуслуги
То есть на сентябрь 2024 года подать заявление через единый портал нельзя. Можно только перейти по ссылкам на другие сервисы, которые помогут это сделать.
Однако на портале Госуслуги есть другая опция полезная предпринимателям — сервис «Госключ». Он позволяет направлять заявления в разные ведомства, подписывать электронные заявки и документы, в том числе те, что нужны для регистрации бизнеса.
На сайте Госуслуги можно скачать приложение «Госключ» и пройти в нем регистрацию по логину и паролю от личного кабинета единого портала. В приложении предприниматель получит сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи — УКЭП, которая нужна для регистрации физического лица в качестве ИП.
Пошаговая инструкция:
- Скачайте приложение «Госключ» из магазина приложений или с портала Госуслуги.
- Установите приложение на смартфон и пройдите регистрацию с помощью подтвержденной учетной записи Госуслуг.
- Выберите услугу «Получить сертификат УНЭП» и подпишите его.
- Пройдите упрощенную дистанционную или очную идентификацию для получения сертификата УКЭП.
- Подтвердите получение сертификата УКЭП, изучите и подпишите документы.

Условия для работы с «Госключом»
Услуга получения сертификата электронной подписи в «Госключе» — бесплатная. И если подавать заявление на регистрацию бизнеса через приложение, вам не придется платить госпошлину.
Какие варианты регистрации предлагают на Госуслугах
Возвращаясь к вопросу о регистрации ИП на едином портале — робот Макс на Госуслугах предлагает четыре варианта. Можно подать заявление через сайт налог.ру, записаться на прием в МФЦ или найти ближайшего нотариуса. Все это возможно через Госуслуги.
Как открыть ИП через сайт ФНС
Первый и самый удобный вариант — подача заявления на регистрацию ИП на сайте Федеральной налоговой службы. Он расположен по адресу налог.ру.
Что рекомендуем сделать:
- Определите реквизиты ИФНС, то есть отдела, который занимается регистрацией юридических лиц и ИП. Самый простой способ — по адресу проживания — укажите субъект РФ и адрес своей регистрации, система сама определит, куда нужно обратиться.
- Изучите возможности, которые доступны предпринимателям при государственной онлайн-регистрации бизнеса. Все они указаны на отдельной странице.
- Подайте заявку через сайт ФНС, если подходите под правила государственной регистрации ИП. Они изложены в ФЗ №129.
Вести предпринимательскую деятельность могут совершеннолетние россияне, не занятые на государственной службе. Стать ИП можно уже с 14 лет, если есть согласие законных представителей.
Инструкция:
- Подготовьте документы — заявление на регистрацию физлица в качестве ИП по форме №Р21001 и квитанцию об уплате пошлины. Это 800 рублей, а для тех кто подает заявление в электронном виде — бесплатно.
- Определите, в какой налоговый орган подать оригиналы документов. Прием ведут по месту регистрации, который указан в паспорте заявителя. Если у вас нет прописки, зарегистрироваться можно в налоговом органе по фактическому нахождению.
- Предоставьте документы лично в инспекцию, МФЦ или через нотариуса. Также можно использовать удаленный вариант — прислать документы по почте или подать заявку через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса».
Инспекция принимает документы и выдает расписку об их получении. Если все в порядке, через три рабочих дня можно получить документы о госрегистрации — лист записи ЕГРИП. Документы можно забрать по доверенности либо получить по почте.
Открытие ИП через МФЦ
На портале Госуслуги есть опция «Найти МФЦ». Нажмите на нее и попадете на страницу поиска нужного отделения многофункционального центра, которое занимается регистрацией ИП. Выберите удобное и запишитесь на предварительный прием. С собой нужно взять паспорт, а если обращается представитель — его паспорт и доверенность, которая подтвердит полномочия.
На личном приеме сотрудник поможет написать заявление, при необходимости подскажет номера ОКВЭД. Заявку и документы примут под расписку и направят в ФНС.
При наличии всех нужных данных и сведений, ИП регистрируют в течение 3-5 рабочих дней. После этого можно получить лист записи ЕГРИП.
Регистрация ИП у нотариуса
Процедура регистрации физического лица в качестве ИП у нотариуса практически ничем не отличается от регистрации в МФЦ. Нужно принести аналогичный пакет документов, оформить заявление и отправить его вместе с оригиналами документов на рассмотрение.
Прием ведется по месту регистрации заявителя. Найти нотариуса можно через специальный сервис. Используйте расширенный поиск, чтобы подобрать специалиста по нужному адресу.
Как открыть удаленно через банк
Банки заинтересованы в расширении клиентской сети, и один из способов это сделать — предложить пользователям удобные онлайн-инструменты. Если физическое лицо хочет пройти регистрацию в качестве ИП, можно воспользоваться банковскими сервисами. Это не только удобно, но и выгодно — зачастую банки предлагают новичкам разные преимущества.
Сбербанк
Клиенты Сбербанка могут зарегистрировать бизнес в банке и при этом сэкономить на государственной пошлине. В подарок они получают открытие счета и выпуск ключа электронной цифровой подписи ФНС бесплатно.
Инструкция:
- Заполните форму заявки на сайте Сбербанка — специалист перезвонит и ответит на все вопросы.
- Обратитесь в отделение банка для заполнения заявления, либо назначьте встречу с менеджером в удобном для вас месте.
- Дождитесь решения ФНС. Стандартный срок регистрации бизнеса — от трех рабочих дней.
- Получите оповещение о регистрации бизнеса в ФНС. После этого Сбербанк откроет бесплатный расчетный счет.

Обслуживание | 0₽ |
Процент на остаток | Нет |
Пополнение | От 0,3% |
Платеж | До 4% |
Перевод | От 0 руб. |
Овердрафт | До 34 млн ₽ |
Для регистрации понадобится паспорт, СНИЛС и доступ к сервису «Сбербанк онлайн». Если предприниматель еще не прошел регистрацию, это можно сделать в отделении или на выездной встрече с менеджером.
Т-Банк (бывший Тинькофф)
Т-Банк предлагает бесплатную регистрацию ИП, не выходя из дома, без обращения в отделение ФНС. Банк поможет начинающим предпринимателям с выбором кодов ОКВЭД и системой налогообложения, сформирует нужный пакет документов и вышлет данные в налоговую.
Чтобы открыть бизнес:
- Заполните онлайн-заявку на сайте Т-Банка.
- Назначьте дату и время встречи с представителем банка, который доставит документы.
- Получите подтверждение об успешной регистрации ИП на e-mail.
Банк предлагает своим клиентам бонусы от партнеров на сумму до 500 000 рублей. Например, можно запустить рекламную подписку, разместить вакансии о наборе сотрудников, получить бесплатное обслуживание в «Контур.Эльба» и многое другое.

Бонусы от Т-Банка при регистрации ИП
Альфа-Банк
В Альфа-банке также можно бесплатно и быстро зарегистрировать ИП без поездки в офис или налоговую. Понадобится только паспорт, СНИЛС, номер телефона и адрес электронной почты:
- Заполните заявку на сайте Альфа-Банка.
- Дождитесь проверки документов.
- Получите квалифицированную электронную подписи и подпишите документы удаленно для отправки в налоговую.

Обслуживание | От 625₽ |
Процент на остаток | До 6% |
Пополнение | 1% |
Платеж | От 0 руб. |
Перевод | От 0 руб. |
Овердрафт | От 13,5% |
В течение пяти рабочих дней налоговая вынесет решение, и в случае успешной регистрации пришлет все необходимые документы на электронную почту. Банк предложит ИП бесплатное открытие и обслуживание расчетного счета, а также бонусы от партнеров.
Что нужно сделать перед открытием
Для регистрации предпринимателю нужно выбрать один основной вид деятельности и несколько дополнительных, если нужно. Каждому виду деятельности присвоен определенный номер, который можно посмотреть в справочнике.
Основной вид ОКВЭД — это та деятельность, по которой ИП планирует получать основную прибыль. Его нужно указать в заявлении. Количество дополнительных видов деятельности не ограничено, но обычно выбирают 10-15, не больше.
Помимо кода ОКВЭД, предпринимателю также нужно определиться с системой налогообложения, которую он будет использовать. От этого зависит форма отчетности, размер налогов и виды льгот, которые можно использовать в трудовой деятельности.
Есть несколько типов налогообложения: ОСНО, УСН, ПСН, ЕСХН, НПД. Особенности, преимущества и недостатки в статье «Какие налоги платят ИП».
Выбрать подходящий режим можно лично в ФНС или МФЦ, в бизнес-центре или банке. Также можно самостоятельно изучить информацию на сайте налоговой службы и принять решение. Если режим не подойдет, его можно сменить.
Могут ли отказать в регистрации ИП
Иногда ФНС отказывает в регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Среди наиболее частых причин — несоответствие требованиям Федерального закона №129 или неверно заполненные документы.
Узнать о причине отказа можно в решении, которое приходит на электронную почту от ФНС. Если причина устранимая, например, некорректно заполнено заявление, заявитель вправе еще раз подать документы после их проверки.
Комментарии: 0