По информации ЦБ РФ, в 2024 году ломбарды выдали населению займы на сумму 302 миллиарда рублей (на четверть больше, чем в 2023 году).
Регулятор поясняет, что основная причина роста заключается в устойчивом повышении цен на золото. Так, под залог изделий из золота ломбарды выдают 94% займов. При этом количество заключенных договоров за год не изменилось и составило 16,6 миллиона единиц.
Средняя сумма займа увеличилась за счет роста стоимости драгметалла и составила 21 тысячу рублей (годом ранее — 16 тысяч рублей). Полная стоимость займов ломбардов в 2024 году составляла не более 120% годовых.
Стоит отметить, что ставки отличаются и зависят от вида залога. К примеру, по займам под залог авто они ниже. Кроме того, ломбарды предлагают льготные условия пенсионерам, многодетным и людям с ограниченными возможностями.
В Центробанке также отметили, что крупные сетевые ломбарды занимаются развитием цифровых каналов взаимодействия с клиентами. Так, каждый второй выдает безналичные займы и принимает оплату онлайн.

Сумма | 30 000₽ |
ПСК | 0 - 292% |
Срок | 7-31 дней |
Кредитная история | Любая |
Возраст | 18-70 лет |
Решение | 1 мин. |
Многие заемщики стремятся самостоятельно погасить долг и вернуть свои вещи. Таким образом клиенты погашают 84% займов. Причем у небольших ломбардов, которые хотят сохранить клиентскую базу, эта доля еще выше. Оставшуюся часть займов погашают за счет реализации заложенных вещей.
В этой связи нужно помнить: если цена продажи вещей превысила сумму задолженности заемщика, клиент в течение 3 лет может обратиться в ломбард и получить разницу (часть 4 статьи 13 Закона №196-ФЗ). При обращении заемщика ломбард обязан выдать ему разницу и предоставить расчет размера этих денежных средств.
Однако заемщики часто не знают о продаже невостребованной вещи и наличии оснований для обращения в ломбард за разницей. Банк России рекомендует ломбардам организовать взаимодействие с клиентами таким образом, чтобы они получали информацию о реализации невостребованных вещей и возникновении обязанности вернуть заемщику денежные средства в случае его обращения.
Уведомлять клиентов рекомендуют посредством телефонной связи, SMS-сообщений, электронной почты или другого дистанционного способа. Регулятор при этом считает, что информировать заемщиков нужно в течение 30 дней со дня продажи невостребованной вещи.
Комментарии: 0