В России сокращается ассортимент быттехники и электроники

В России сокращается ассортимент быттехники и электроники

Ритейлеры отмечают сокращение ассортимента электроники и бытовой техники, вызванное проблемами с производством в РФ и прекращением поставок готового товара. Это происходит на волне заявлений многих иностранных производителей об уходе бизнеса из нашей страны и трудностей с логистикой при доставке комплектующих.

По словам продавцов, больше всего пострадали категории с самой высокой долей европейских, американских и корейских брендов (варочные панели и духовки, встраиваемые холодильники и посудомойки, смартфоны, планшеты, телевизоры и отдельные позиции пылесосов). В лидерах по снижению ассортимента оказались такие торговые марки, как: Samsung, Electrolux, Bosch, Apple, Miele и Dyson.

В «М.Видео-Эльдорадо» уверяют, что сеть прилагает все силы для того, чтобы ассортимент электроники и быттехники оставался широким, а цены – привлекательными для потребителя. Помимо привычных брендов в магазинах представлены товары малоизвестных для россиян производителей, в том числе Novex и Hi – собственных марок ритейлера. И в последнее время спрос на продукцию новых брендов растет.

Проблемы с уменьшением ассортимента во многом вызваны санкциями, введенными против России. Так, США сократили экспорт высокотехнологичных товаров в нашу страну. Несмотря на то, что ограничения не касались напрямую ввоза потребительской техники, пострадала логистика, начались валютные колебания и поднялась волна прессинга со стороны иностранной общественности. В результате многим брендам пришлось приостановить деятельность в РФ или полностью уйти с нашего рынка.

Европейский союз, в свою очередь, ввел ограничения на экспорт электроники для домашнего использования стоимостью выше 750 евро, а также видео- и звукозаписывающих устройств дороже 1000 евро.

По оценкам РАТЭК, в РФ производится существенная часть продаваемых на внутреннем рынке компьютеров, до 90% – холодильников, жидкокристаллических телевизоров и стиральных машин. При этом у всех иностранных компаний, имеющих в России производственные мощности, за исключением турецких и китайских брендов, нет полной локализации процесса.

Поэтому наблюдаются проблемы с наличием привозных ключевых компонентов, без которых невозможна сборка готового продукта (плат, чипов, матриц для телевизоров, двигателей для стиральных машин и пр.). Отсутствие этих уникальных либо трудно заменимых деталей приводит к снижению ассортимента.

К примеру, на отечественном заводе быттехники LG (поселок Дорохово в Подмосковье) отмечается острая нехватка комплектующих, хотя ранее запаса хватало на два месяца. Компания LG заявила о временной остановке поставок в РФ в середине марта 2022 года. На данный момент завод продолжает работать, но дефицит ключевых запчастей приведет к неизбежным сбоям.

Аналогичные проблемы коснулись фирмы Whirlpool, которая является владельцем двух производств в Липецке. Здесь выпускают стиральные машины, холодильники и морозильные камеры под брендами Indesit, Whirlpool, Hotpoint, Bauknecht и KitchenAid. Объявленная в начале весны 2022 года приостановка деятельности привела к переполненным продукцией складам и сокращению зарплат сотрудников.

В это же время прекратила поставки товаров в РФ и компания Samsung. Подавляющее большинство продаваемых в стране телевизоров, стиральных машин и мониторов производится на фабрике в Калужской области. Отсюда продукция поступает также в страны СНГ и ЕС.

По причине нехватки деталей персонал был отправлен в отпуск с частичным сохранением зарплаты. В летний период завод будет осуществлять деятельность в ограниченном объеме, а полноценную работу планируется возобновить после окончания ежегодного отпуска работников производства.

Разорванные логистические цепочки вынуждают производителей техники отказываться от европейских поставщиков в пользу китайских. Следовательно, меняются маршруты, из-за чего происходит удорожание и доставки, и товара. Поэтому цены на технику не падают, несмотря на низкий курс доллара. В целом, независимо от степени локализации, себестоимость товаров отечественного производства поднялась на 15-18%.

По словам экспертов, рынок быттехники много лет находился в состоянии стабильности в плане представленных брендов. Без вливания крупных инвестиций ни один вендор не мог занять сколько-нибудь заметную нишу. Сейчас, когда присутствие иностранных фирм сокращается, открывается окно возможностей для турецких и китайских производителей техники. Кроме того, первые машины с товаром из перечня параллельного импорта уже пришли на территорию РФ, и за счет этой продукции ассортимент расширится.

По материалам РБК

Комментарии: 0

Ваш комментарий (вопрос)

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор статьи Ольга Пихоцкая
Попович Анна Александровна
Консультант, автор Попович Анна

Ваш комментарий (вопрос):

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *