МФО навязывают бесполезные услуги

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги.

Согласно данным Банка России, в 2020 году число жалоб россиян на навязывание дополнительных услуг со стороны микрофинансовых организаций выросло более чем в 3 раза по сравнению с 2019 годом.

Как правило, клиенты жаловались на навязывание дополнительных платных услуг, которые зачастую были бессмысленными. При этом стоимость таких услуг могла быть неадекватной. Так, при займе на сумму до 5000 рублей кредитор мог запросить за дополнительные сервисы еще 2500 рублей.

Эксперты проанализировали онлайн-займы сорока известных МФО и выявили дополнительные услуги, за которые вынуждены платить заемщики.

Чаще всего кредиторы вынуждают клиентов оформлять страховку (7-10% суммы займа), подключать услугу «народный поручитель» (на специальном сервере за 5% суммы займа можно найти стороннего поручителя), заключать договор о юридической и медицинской поддержке (по 900 рублей за каждую услугу).

Кроме того, МФО могут брать комиссию за предоставление доступа к платежному сервису в личном кабинете (5% суммы займа), а также за разблокировку личного кабинета (около 2500 рублей).

Платной может оказаться проверка банковской карты заемщика (100 рублей за сбор, обработку, передачу сведений о клиенте специальной сервисной организации, которая предоставляет заключение о вероятности мошеннических действий).

За услугу «Снижение ставки» могут попросить 100 рублей, а за анализ кредитной истории гражданина придется отдать 150-1500 рублей (хотя этот анализ необходим не заемщику, а кредитору).

Мнение экспертов

Участники рынка считают, что для наведения порядка в сфере микрокредитования Центробанку необходимо систематизировать и ограничить перечень дополнительных услуг со стороны МФО.

В то же время эксперты не видят ничего необычного в том, что в условиях ужесточения административных ограничений, которые влияют на доходность МФО, организации начинают уделять особое внимание продаже населению дополнительных услуг. Вроде, кредиторы все делают в соответствии с законом, однако позже может оказаться, что клиенту не была нужна навязанная услуга. Тем не менее, заемщик сознательно поставил свою подпись.

В таких ситуациях лучшим решением являются не ограничения, а действие «периода обдумывания», в течение которого гражданин может отказаться от ненужной услуги.

Эксперты рекомендуют заемщикам внимательно изучать кредитный договор, а также заходить на официальные сайты саморегулируемых организаций и проверять реестры. Это связано с тем, что зачастую навязывают дополнительные услуги и используют различные недобросовестные практики конторы, не являющиеся МФО (они не включены в соответствующие реестры ЦБ РФ и СРО).

Также необходимо помнить, что любой вопрос с навязанной дополнительной услугой можно решить даже после ее оформления.

Комментарии: 0

Ваш комментарий (вопрос)

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор статьи Ольга Пихоцкая
Попович Анна Александровна
Консультант, автор Попович Анна

Ваш комментарий (вопрос):

Ваш адрес email не будет опубликован.

Я принимаю условия обработки персональных данных, указанных в Политике конфиденциальности