Не приходит налоговый вычет — что делать?

Если налоговая не перечисляет вычет, прежде всего, нужно разобраться с точными сроками перевода и с тем, правильно ли вы все сделали. На практике специально задержки выплат не случаются. Если вы ждете выплату, а ее все нет, значит, этому есть причина, в том числе халатность сотрудников ФНС.

Не приходит налоговый вычет, что делать?
Калимулина Ирина Александровна (Русанова)
Автор Бробанк.ру Ирина Калимулина
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению "Банковское дело". С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю "Финансы и кредит". Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru Открыть профиль

На практике задержки с возвратом налогового вычета встречаются крайне редко. Схема начисления и перевода давно отлажена, ею ежегодно пользуются сотни тысяч граждан РФ. Бробанк.ру рассказывает, почему не приходит налоговый вычет, и что делать в этой ситуации.

Сроки перевода налогового вычета

Для начала рассмотрим, в какие сроки после предоставления комплекта документов ФНС должна перевести деньги налогоплательщику. Это установленный законом период, который разъясняется в письме Минфина от 03-04-05/9949.

И вот как формируется срок:

  1. После подачи документов начинается камеральная проверка, которая длится 3 месяца. Можно сказать, что налоговая разбирается, положен ли вообще гражданину налоговый вычет, сколько ему нужно заплатить.
  2. Если камеральная проверка проходит успешно, то при уже поданном заявлении (обычно оно подается сразу при обращении в ФНС) в течение 1 месяца совершается перевод денежных средств на указанные гражданином реквизиты.

Камеральная проверка длится около трёх месяцев

Если вы подаете заявление после проведенной камеральной проверки, то отчет одного месяца начинается с даты подачи.

Получается, что стандартный период расчета и перевода налогового вычета в России — 4 месяца при условии, если заявление на перечисление было подано сразу или во время камеральной проверки. Если оно подается позже, тогда выплату нужно ждать в течение месяца после этого события.

Нужно обратить внимание и на то, что деньги переводятся на банковский счет, зачисление на который не проводится моментально. Срок — в течение 3 рабочих дней. То есть если ФНС сделала перевод в максимально крайний срок, до гражданина деньги могут дойти через 4 месяца и 3-5 дней после подачи всех документов, включая заявление.

Если налоговый вычет не пришел через 4 месяца

Такие ситуации хоть и редко, но действительно случаются. Если с момента подачи документов, включая заявление, прошло больше 4 месяцев и 3 рабочих дней, нужно прояснять ситуацию.

Если налоговая не возвращает вычет в установленный законом срок, направляйте жалобу. По закону это можно сделать уже на следующий день после того, как ваши права нарушены. Схему подачи жалобы разъясняет Приказ ФНС России N ММВ-7-19/343@.

Что указано в приказе:

  1. Если налоговый вычет не пришел, необходимо подавать обращение в вышестоящий ФНС орган, то есть в УФНС. Но обращение подается через ту налоговую службу, которая не выполнила ваши законные требования.
  2. Получив заявление-жалобу, ФНС обязана сопроводить ее своими документами и в течение трех дней направить в УФНС.
  3. При этом начальная ФНС при получении жалобы обязуется как можно быстрее устранить нарушение, если оно имеет место быть, и отчитаться об этом перед вышестоящим органом.
  4. Гражданин имеет право на подачу жалобы в течение 1 года после того, как его права были нарушены. Но если случился пропуск по уважительной причине, срок можно продлить.
  5. Жалоба рассматривается в течение 15 дней. Если предполагается запрос дополнительных документов, срок увеличивается до 30 дней.

Подать жалобу на действия ФНС можно в личном кабинете

Закон предусматривает подачу жалобы на действия ФНС через личный кабинет налогоплательщика. То есть вы можете направить обращение там или стандартно — через отделение ФНС, где подавали заявление на получение налогового вычета.

Составляем жалобу правильно

Если налоговый вычет не приходит, вы составляете жалобу в УФНС, направляя ее через личный кабинет или саму ФНС. Но крайне важно верно составить жалобу, чтобы у вышестоящего органа не было причины ее отменить. Ее содержание также указано в Приказе ФНС России N ММВ-7-19/343@:

  • ФИО гражданина и место его жительства, телефон для связи;
  • бездействие какого подразделения ФНС обжалует гражданин, можно указывать конкретных должностных лиц. Но в данном случае подойдет и просто название подразделения;
  • какие именно действия или бездействия обжалуются. В данном случае в свободной форме пишите, что вам не перечисляют налоговый вычет;
  • на каких основаниях гражданин решил, что его права нарушены. То есть тут нужно описать, что вы подали декларации и заявление в такие-то даты, что прошло уже столько времени, а деньги так и не пришли;
  • требования заявителя. В нашем случае — получение выплаты. Но также можно требовать с ФНС пени за задержку — о них ниже;
  • указать удобный канал, по которому вы хотите получить ответ. Например, письменно, в личном кабинете, на электронную почту;
    перечень документов, которые вы прикладываете к обращению.

Сопроводите свою жалобу копиями или сканами/фото всех документов об обращении за налоговым вычетом, которые есть у вас на руках.

Жалоба составляется в свободной форме без эмоций, пишите только четкие факты. Если обращение будет составлено с нарушениями, не будет отражать всю ситуацию, УФНС в течение 5 дней после получение отклонит жалобу.

Если вам не вернули налоговый вычет в срок, требуйте пени

Крайне мало налогоплательщиков знают, что в случае опоздания перевода налогового вычета они могут требовать с ФНС пени за все дни просрочки. Пени рассчитываются на основании ставки ЦБ РФ на момент нарушения.

Вы вправе требовать пени с ФНС за каждый день просрочки

Например, на момент создания материала ключевая ставка ЦБ РФ составляет 6,75% годовых. То есть за 1 день просрочки на невыплаченную сумму полагается пеня в размере 6,75/365, то есть 0,0185% в день.

Например, в положенный срок налоговая не выплачивает налоговый вычет в размере 50000 рублей. Срок задержки составил 14 дней. Что получается:

  • за каждый день пропуска набегают пени в размере 50000*0,0185%. То есть 9 рублей 25 копеек;
  • за 14 дней сумма пени составит 129,5 рублей.

Да, размер штрафных санкций для ФНС невелик, но эти деньги — ваше полное право. Поэтому, подавая жалобу в УФНС, указывайте в требованиях не только выплату налогового вычета, но и оплату пеней с указанием суммы за каждый день просрочки.

Подытожим, что делать, если не приходит налоговый вычет

  1. Убедитесь, что срок действительно пропущен. Если при подаче декларации вы сразу подавали заявление, срок получения выплаты — максимум 4 месяца. Если заявление подавалось после камеральной проверки, которая длится 3 месяца, то крайний срок получения денег — 1 месяц после подачи обращения.
  2. Помните о том, что перевод на банковский счет может идти до 3 рабочих дней. Если при этом ФНС отправила деньги в срок, нарушением это являться не будет.
  3. Уже на следующий день после получения выплаты вы можете составить жалобу в УФНС и подать ее через личный кабинет налогоплательщика или лично в подразделении ФНС, где вы подавали заявление.
  4. В течение 15 дней ваше заявление будет рассмотрено вышестоящей инстанцией. Если жалоба будет признана обоснованной, ваши требования оперативно будут удовлетворены. В том числе в части положенных вами пени.

Если и жалоба в УФНС не помогла, вы можете обратиться с заявлением в суд. Если сумма иска больше 50000 — в районный. Если меньше — в мировой. Но на практике такие случае единичные.

Подавать заявление в районный суд нужно при сумме иска больше 50000, если меньше — в мировой

Обычно, если налоговая просрочила выплату вычета, подача жалобы очень быстро все решает, деньги поступают еще на этапе рассмотрения, когда ответ не дан. Потому что изначально жалоба попадает в руки ФНС, которая допустила нарушение. Она явно сделает все возможное, чтобы уладить дело без санкций от надзорного органа.

Частые вопросы

Что делать, если налоговая не перечисляет деньги?
Если вы уверены, что все сроки вышли, можете сначала обратиться в ФНС за разъяснением ситуации, например, по телефону. А после можно подавать жалобу в УФНС.
Почему не пришел налоговый вычет?
Возможно, вы собрали неполный комплект документов, не прошли камеральную проверку, неверно составили заявление. Не исключается и халатность со стороны работников ФНС.
Когда переводят налоговый вычет?
Стандартно в течение 4 месяцев после подачи полного пакета документов.
Может ли налоговая отказать в вычете?
Может, если он не положен, или если заявитель собрал неверный комплект документов.
Что будет ФНС, которая не выплатила налоговый вычет в срок?
Это уже решит контролирующий ее орган - УФНС. Вы же можете требовать пени за каждый день просрочки.

Источники:

  1. КонсультантПлюс: Приказ ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@.
  2. Клерк.ру: Министерство финансов Российской Федерации: Письмо № 03-04-05/9949 от 21.02.2017.

Комментарии: 9

По порядку
  1. Галина

    Здравствуйте, скажите сколько ждать дней возврата на карту денежных средств, после сообщения налоговой, что денежные средства отправлены на счёт, и это рабочие дни?

    1
  2. Андрей

    Декларация подана через личный кабинет налогоплательщика 23 апреля 2022 года.
    По настоящее время ее статус «На рассмотрении» не менялся.
    Оставлял по данному факту 05.10.2022 жалобу через личный кабинет налогоплательщика.
    Сегодня 13.11.2022.
    Полный игнор со стороны налоговой(((

    0
  3. Екатерина

    Добрый день! Если налоговая ДС отправила 22 сентября, но они так и не поступили, что в данном случае делать? Реквизиты проверяла уже не один раз, в банк звонила — денег нет, прошло уже 7 рабочих дней((((

    0
    1. Анна Попович

      Уважаемая Екатерина, необходимо написать письменное обращение в инспекцию через личный кабинет на официальном сайте ФНС России. В этом обращении описать ситуацию и попросить разъяснить нарушение сроков возврата.

      0
  4. Наталья

    Здравствуйте, если пришел ответ в личный кабинет налогоплательщика, что возврат одобрен и уже выслан, но деньги не пришли. Что делать, куда обращаться, где узнавать,

    0
    1. Анна Попович

      Уважаемая Наталья, если вы не знаете, почему не перечисляют возврат, то проще всего написать письменное обращение в инспекцию через личный кабинет на официальном сайте ФНС России. В этом обращении описать ситуацию и попросить разъяснить нарушение сроков возврата.

      0
  5. Сергей

    Здравствуйте. Что означает Нарушен срок возврата? И когда ждать выплату

    0
    1. Анна Попович

      Здравствуйте, Сергей!
      Возможно, вы опоздали со сроком подачи заявления на вычет. Мы рекомендуем связаться с налоговым инспектором по телефону или лично посетить налоговую, чтобы узнать точную причину.
      В большинстве случаев, сотрудники НС довольно подробно объясняют причину отказа или задержки поступления средств. А также поясняют, что можно в таком случае сделать, чтобы возобновить процесс.

      -6
  6. Показать все