Чтобы заключить договор с клиентом, компании или индивидуальному предпринимателю не обязательно каждый раз проходить через подписание договора. Можно составить оферту, и любой желающий вправе официально принять ваше предложение всего в одно действие.
Оферта очень удобна и проста в использовании. Однако таит в себе риски как для клиентов, так и самих компаний. Разбираемся, что такое оферта и как бизнесу её использовать, чтобы не нарушить права потребителей.
Что такое оферта
Оферта — это предложение заключить договор с описанием его условий. Она станет договором, как только её примут. Но до принятия это будет считаться именной офертой — информацией в виде текстового документа, раздела сайта, каталога, меню или другой форме. Условия оферты нельзя изменить — только принять или отклонить.
Если в повседневной жизни или переговорах говорят про «договор оферты», то речь скорее всего о предварительной версии договора, в которую могут внести изменения. Это противоречит законодательному пониманию оферты. В статье 435 ГК РФ указаны такие характеристики:
- Это предложение, которое может быть адресовано одному или нескольким лицам.
- Предложение достаточно определено, то есть точно описано.
- Выражает намерение считать договор заключенным, если оферту примут.
- Содержит существенные условия договора.
Набор существенных условий зависит от того, договор какого типа хотят заключить через оферту — между физическими, юридическими лицами, купли-продажи, на оказание услуг или другого вида. В целом как только оферта принята, она считается полноценным договором и регулируется также, как другие договоры этого типа согласно ГК РФ. Это касается в том числе расторжения, изменения условий и других важных пунктов.
Если оферту примут, то предложивший уже не сможет отказаться от выполнения своей части обязательств, кроме как через расторжение договора. Поэтому рассылать или размещать оферты стоит обдуманно.
В зависимости от количества лиц, которым адресовано предложение оферта бывает публичной и непубличной.
Публичная
Публичной оферту называют тогда, когда она адресована любому, кто её заметит. То есть нет конкретного адресата и существенных ограничений по тому, кто может принять предложение, а кто — нет. Примеры публичной оферты:
- массовая рассылка предложения через сообщения или электронную почту;
- описание услуг и цен компании на сайте;
- размещение товаров и цен на них на витрине;
- другие случаи.
Если компания предлагает публичную оферту, её условия может принять любой желающий. В случае невыполнения обязательств по договору могут возникнуть проблемы. Закон рассматривает такой отказ как нарушение прав потребителей, за которой может быть назначен штраф до 500 тысяч рублей.
Непубличная
Непубличной называют оферту, если она адресована конкретному клиенту — физическому лицу или компании. Например, если предложена в личном чате. Никто другой не может отозваться на это предложение.
Пример. Компания «А» поставляет продукты для ресторанов. Ресторану «Б» готова поставлять 1000 замороженных блюд за 200 рублей каждое, а компании «В» — 2000 по 180 рублей каждое. Поэтому компания «А» отправляет своим потенциальным клиентам «Б» и «В» разные оферты с указанием адресата.
Что такое акцепт оферты
Оферта — это предложение, но если его принять, она станет полноценным договором. Процесс принятия оферты называется акцептом. Он свидетельствует о том, что клиент, или акцептант, согласен с условиями оферты и «подписывает» её. При этом:
- Акцептом оферты не может быть отсутствие действия.
- В оферте должно быть конкретное указание на то, какое действие считается ее принятием.
- Лучше в качестве акцепта оферты указывать действие, совершение которого легко доказать, например, оформление или оплата заказа.
Действий, которые могут означать акцепт оферты, очень много. Например, можно совершить покупку, проставить «галочку» напротив согласия с лицензионным или другим предложением. Потребителям стоит внимательно читать условия оферты, так как в них могут быть различные пункты. Так компания может запретить клиенту решать претензии через суд или сильно сократить время для возврата товара.
Какую информацию отражают в оферте
Полный состав оферты не обязательно должен быть указан в одном месте. Например, на условия её принятия или на содержание в целом может вести ссылка, размещенная на главной странице сайта. То есть можно разместить полные условия оферты на отдельной странице, а позже на эту страницу ссылаться.
В оферту включают такую информацию:
- Существенные условия сделки. Зависят от того, чем занимается бизнес. Это может быть как конкретный перечень и описание работ, так и описание товара.
- Данные продавца. Нужно полное наименование компании и её организационно-правовая форма — ИП, ООО, ЗАО или другая. Если не указать её, то оферта недействительна.
- Стоимость. Желательно указывать все максимально подробно — цену товара, комиссии, НДС, скидки для отдельных категорий клиентов и другие начисления. Можно выложить тарифы и цены на отдельной странице сайта и дать туда ссылку.
- Варианты оплаты. Способы платежа за товары или услуги прописывают отдельно.
- Даты действия оферты. Необходимо указать срок существования оферты, после окончания которого её нельзя будет принять. Можно прописать условия досрочного отзыва оферты.
- Акцепт. Должно быть прописано, как оферту принять — посетить отделение и провести оплату, сделать заказ онлайн или предпринять другое действие.
- Способ оказания услуги или доставки товара. Также стоит указать срок возврата товара.
- Условия расторжения договора. Можно просто указать, что они соответствуют общим правилам Гражданского кодекса РФ, можно прописать дополнительные права продавца и покупателя.
- Ограничения. Можно адресовать оферту только отдельной категории населения. Например, совершеннолетним или исключительно юридическим лицам. Но важно, чтобы вас не могли обвинить в описанной законом РФ дискриминации.
Поскольку публичная оферта фактически обязывает компанию заключать договор с любым, кто её примет, в рекламе и других материалах часто можно встретить пометку «не является публичной офертой».
Чем оферта отличается от договора
Если оферта принята — акцептована, то она станет договором. Тип договора зависит от типа акцепта. Покупка кофе — договор купли-продажи, покупка абонемента — договор на оказание услуг.
Оферту далеко не всегда можно использовать вместо договора. Если сделка касается нетиповых предложений или клиенту нужны индивидуальные условия, нужно заключить отдельный договор. Также офертой нельзя обойтись по ряду сделок — при продаже недвижимости и многих сделках с юридическими лицами, например.
Что такое счет-оферта
Если непубличную оферту оформить в виде счета на оплату, указав существенные условия договора, то получится счет-оферта. В ней указывают:
- оферента, то есть компанию, предлагающую услуги;
- акцептанта, то есть того, кому предложение адресовано;
- перечень оплачиваемых товаров и услуг;
- стоимость отдельных товаров;
- сумму к оплате и нюансы ее формирования — например, включение НДС и комиссий.
Счета-оферты помогают упростить юридические отношения между продавцом и покупателем, заменяя договор.
Итоги
Оферта — это полезный инструмент для бизнеса, который помогает юридически оформлять отношения с клиентами без необходимости каждый раз создавать и подписывать новый договор.
С помощью оферты можно превратить меню или сайт в полноценное место для совершения сделок. Клиенту достаточно выполнить определенное действие, чтобы заключить договор с компанией.
Комментарии: 0