Россияне охладели к займам «до зарплаты»

В начале осени 2022 года в России уменьшились объемы выдачи займов «до зарплаты». Такого падения потребительского спроса не наблюдалось на протяжении четырех последних месяцев. По данным НБКИ, в сентябре 2022 года отечественные МФО выдали 2,59 миллиона микрозаймов на сумму до 30 тысяч рублей. Причем в августе показатель был выше на 5,8% (2,75 миллиона единиц).

Россияне охладели к займам до зарплаты
Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор Бробанк.ру Ольга Пихоцкая
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@brobank.ru Открыть профиль

Снижение интереса населения к данному продукту было зафиксировано по всей стране. Среди регионов РФ наибольшую динамику продемонстрировал Приморский край (выдачи упали на 9%), а также Белгородская область (снижение составило 8,1%). Кроме того, в пятерку вошли Ставропольский край, Свердловская и Кемеровская области с показателем в 7,5%. В Москве выдачи микрокредитов снизились на 4,3%, в Санкт-Петербурге – на 3,7%.

В период с мая по август 2022 года сегмент займов «до зарплаты» переживал подъем. Как объясняют в НБКИ, летом на спрос оказали влияние снижение ключевой ставки ЦБ, эффект низкой базы, наступивший после падения в начале весны, а также сокращение процентных ставок на рынке.

Нынешнее падение популярности микрозаймов эксперты связывают с изменившимся финансовым поведением россиян. Если в феврале-марте 2022 года покупательская активность находилась на высоком уровне, то уже в начале осени граждане начали экономить средства. Краткосрочный всплеск произошел в сентябре и октябре 2022 года, когда россияне сняли с вкладов миллиарды рублей, чтобы покрыть жизненно важные расходы.

Эксперты считают, что в ближайшей перспективе потребительское поведение населения будет носить сдержанный характер. Судя по всему, граждане откажутся от приобретения дорогостоящих товаров, не будут строить далеко идущие финансовые планы, а деньги начнут хранить дома, «под подушкой».

По результатам исследования ВШЭ, во втором квартале 2022 года произошло падение итогового ИПУ – показателя, отражающего состояние экономической ситуации в государстве. По сравнению с первым кварталом его снижение составило 21%, и это – самое существенное падение с 2015 года (тогда этот показатель достиг 32%).

Также, впервые с марта 2022 года, было зафиксировано снижение индекса потребительских настроений – до 97,8 пункта (на 0,5 пункта меньше по сравнению с августом). Аналогичная ситуация сложилась с индексом потребительских ожиданий, который оценивает перспективы материального состояния граждан на 12 месяцев вперед и развития экономической обстановки в стране на ближайшие 1-5 лет. Этот показатель за месяц снизился на 1,1 пункта и составил 109,6 пункта.

По мнению аналитиков, финансовое поведение населения во многом зависит от новостной повестки, а микрозаймы и потребительское кредитование являются сферами, которые первыми ощущают на себе такие изменения. Например, объявление частичной мобилизации негативно отразилось на сентябрьских и октябрьских показателях.

Участники микрофинансового рынка также говорят о снижении интереса к займам «до зарплаты». Так, в МФК «Займер» в начале осени 2022 года было принято на 10% меньше заявок клиентов, чем месяцем ранее. Средний размер запрашиваемой суммы также уменьшился.

Сейчас россияне демонстрируют более рациональное отношение к покупкам из-за традиционных «кризисных» факторов – снижения реальных доходов и ухудшения платежеспособности. Очевидно, что количество покупателей уменьшилось и в торговых центрах, и на маркетплейсах. Большая часть граждан заняла выжидательную позицию и склонна скорее сохранять денежные средства, а не тратить их. Как известно, кризисные времена – не самый удачный период для оформления всех видов кредитов, поэтому потребительский спрос неуклонно падает.

Геополитическая обстановка сказалась и на сберегательном поведении населения. Согласно отчету ВЦИОМ, 64% россиян делают выбор в пользу рубля, 8% — доллара, а 3% — евро. Также наметилась тенденция к распределению активов: часть своих средств граждане хранят дома наличными, а другую – кладут на банковский счет. После начала СВО имеющиеся накопления смогли сохранить 53% россиян. Причем каждый пятый заявил о снижении размера сбережений из-за происходящих в стране событий.

По материалам «Известий» и НБКИ

Комментарии: 0