Аналитики: бензин может подорожать на 14%

Розничные цены на АЗС в России могут в ближайшее время повыситься на 14%. «Известия» сообщают о письме, полученном Михаилом Мишустиным от руководства Независимого топливного союза. Эксперты считают, что к дестабилизации ведут резкое повышение мировых цен и система демпфера, применяемая на внутрироссийском рынке.

Аналитики: бензин может подорожать на 14%
Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор Бробанк.ру Ольга Пихоцкая
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@brobank.ru Открыть профиль

Торги, которые провела Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа в начале года, показали положительную корректировку цен на светлые нефтепродукты на 18,7%. АИ-92 торгуется сейчас за 53600 рублей за тонну, АИ-95 – за 55300 рублей.

Аналитики говорят об обратной тенденции, сложившейся в аналогичные периоды прошлых лет. Цены на топливо в начале весны обычно снижены, что позволяет крупным потребителям закупить необходимый на летний сезон объем и не допустить резкого роста расходов в розничном сегменте.

В 2021 году правительство уже успело принять ряд мер для недопущения роста тарифов на топливо темпами, превосходящими инфляцию. В начале января акцизы на бензин и дизтопливо выросли на 4%, также увеличился демпфер.

Эксперты Независимого топливного союза полагают, что такой подход дестабилизирует ситуацию, повышая интерес к экспорту топлива. В конце марта ожидается ежегодный сезонный всплеск закупок бензина, связанный с началом сельхозработ и периода отпусков. Цены могут показать обвальный рост по сценарию 2018 года. Прогнозируемый участниками рынка уровень окажется выше нынешнего сразу на 13,8%.

Представители НТС считают, что нефтяники могли бы получить от правительства дополнительные стимулы для наращивания производства и увеличения доли продаж на внутреннем рынке. Для этого аналитики предлагают снизить акцизы, упразднить демпферные надбавки и увеличить долю обязательных продаж бензина до 25%, дизеля – до 15%.

Такие меры должны уравновесить друг друга. Благодаря этому появится налоговый стимул к наращиванию производства, до четверти которого поступает на внутрироссийский рынок.

Альтернативные предложения

В начале марта правительство приняло пакет мер, которые должны скорректировать увеличение цен на топливо. В результате пересмотра контрольных параметров были увеличены субсидии для НПЗ, а также изменена формула демпфера. Повышены объемы обязательных продаж на внутрироссийском рынке на 1% для бензина и 1,5% – для дизтоплива. Сейчас производители выставляют на торги 11% и 7,5% объема переработки соответственно.

Однако, по словам экспертов Российского топливного союза, такие меры не сглаживают разницы в уровне цен внутри страны и на мировой арене. На биржу нужно направить не менее 15% производимого бензина, считает аналитик.

Эксперты также считают чрезмерными рекомендации НТС. Так, уменьшение ставки акциза повлияет на доходную часть бюджета страны, а отказ от механизма демпфера приведет к скачкообразному росту цен до мирового уровня.

Другие аналитики также считают действия правительства недостаточными. Они опасаются, что опережающий скачок цен на топливо приведет к подорожанию всех товаров и разгону инфляции. Выходом из сложившейся ситуации может стать снижение ставок акцизов и увеличение реализуемого в России объема произведенного топлива до уровня, указанного в письме НТС (15-25%).

Реакция Минэнерго

Заместитель министра энергетики Павел Сорокин ответил в интервью ТАСС на открытое письмо НТС. Он сказал, в частности, что отказ от демпфера нанесет непоправимый ущерб. По словам чиновника, этот сдерживающий механизм позволяет нивелировать колебания мировых котировок по сравнению с внутренним уровнем.

Сорокин также напомнил о принятых изменениях в сфере регулирования оборота бензина и дизтоплива. Он сообщил, что необходимая донастройка механизма демпфирования и нормативов обязательных продаж произойдет с 01.05.2021 года. Реакция на эти меры уже последовала: с 10.03.2021 года наступила стабилизация котировок на биржах, рост отпускных цен на АЗС происходит в пределах инфляции.

Представитель Минэнерго посетовал на волатильность мировых показателей, из-за которых сложно строить долгосрочные прогнозы. Именно демпферная надбавка, которую получают НПЗ, позволяет снизить влияние этих факторов на внутренний рынок. Она, с одной стороны, не дает розничным ценам резко взлететь вслед за мировыми оптовыми, но, с другой стороны, не дает им упасть при изменении тенденции.

Чиновник подчеркнул, что применение демпфера помогло остаться в пределах заявленных показателей инфляции в последние годы. Механизм будет работать и дальше после обновления настроек.

Комментарии: 0