Рекомендации ЦБ: как не стать жертвой мошенников

Сценарии, которые используют для обогащения мошенники, день ото дня становятся более изощренными. В итоге тысячи россиян попадаются на крючок жуликов, а их с трудом накопленные средства оказываются в карманах злоумышленников.

Рекомендации ЦБ: как не стать жертвой мошенников
Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор Бробанк.ру Ольга Пихоцкая
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@brobank.ru Открыть профиль

Многие граждане не знакомы с правилами противодействия обманщикам, что может помешать быстрому принятию адекватного решения в нужный момент. В связи с этим на официальном сайте Банка России появился раздел, который будет знакомить посетителей с уже существующими и новыми мошенническими схемами, а также давать практические советы по защите от преступных посягательств.

В ЦБ напоминают, что цель злоумышленников – заполучить персональные или финансовые данные гражданина, добиться совершения денежного перевода или заставить его оформить кредит с дальнейшей передачей денег. Для этого на жертву оказывается психологическое давление, включая беспокоящие телефонные звонки (иногда – с применением технологии подмены номеров), отправку сообщений и электронных писем с ссылками на фишинговые сайты (финансовых компаний, маркетплейсов или других организаций).

Как правило, мошенники торопят либо запугивают граждан или, наоборот, пытаются заинтриговать и увлечь перспективой получения «выгоды». Делается все для того, чтобы человек вышел из зоны комфорта и потерял способность рассуждать логически. Сами схемы выглядят достаточно убедительно, так как в их основе лежат актуальные события или нашумевшие новости. Такие методы воздействия соответствуют принципам социальной инженерии.

Центробанк заявляет, что принимает необходимые меры по разоблачению преступных схем и передает соответствующую информацию правоохранителям. А те, в свою очередь, проводят расследование по факту хищения средств у граждан.

Чтобы предотвратить возможные финансовые потери населения, на странице официального сайта ЦБ размещены описания популярных схем, а также ряд советов по противодействию мошенникам.

Как не попасть в сети злоумышленников: общие принципы защиты

  1. Не рекомендуется раскрывать третьим лицам паспортные данные, а также финансовую информацию (реквизиты банковской карты и сведения о ее держателе, СМС-код). Эти данные никогда не запрашиваются ни работниками банков, ни служащими госструктур. Кроме того, нельзя публиковать информацию такого рода на сайтах, форумах или в соцсетях и хранить PIN-коды в памяти смартфона и на ПК.
  2. Следует отклонять телефонные звонки с неизвестных номеров или прекращать разговор, если собеседник представляется сотрудником банковской организации, госструктуры или стражем правопорядка, но при этом выступает с подозрительным предложением, пытается запугать или настоять на немедленном решении финансового вопроса. Чаще всего мошенники сообщают по телефону о проведении сомнительной банковской операции или оформлении кредита от имени жертвы, а также обещают свердоходы по вкладу. После подобного звонка нужно связаться со своим банком (по номеру, указанному на официальном сайте или пластиковой карте) или с контакт-центром той организации, чьим работником представился собеседник.
  3. Нельзя проводить операции с банковским счетом, если по телефону поступило требование или просьба о переводе денежных средств или оформлении займа. Как правило, мошенники предлагают для транзакций «специальные» и «защищенные» счета, в том числе, и в Банке России. В этой связи следует помнить, что Центробанк не работает с населением и не открывает счета.
  4. На все используемые мобильные устройства нужно установить антивирусное ПО и периодически его обновлять.
  5. Совершать онлайн-покупки нужно только на надежных сайтах. Рекомендуется завести отдельную банковскую карту специально для этих целей (можно виртуальную) и пополнять ее на сумму, необходимую для оплаты каждого заказа. В ЦБ также уточняют, что рядом с названием ресурса в строке браузера должен находиться замочек – символ безопасного соединения.
  6. Нельзя оставлять персональные данные на непроверенных сайтах и переходить по ссылкам, которые размещены в сомнительных электронных письмах (с предложениями пройти соцопрос, получить выплату, выигрыш и т.п.). В поисковых системах Mail.ru и Яндекс официальные порталы финансовых учреждений обозначены цветными кружками с галочкой.

Жертвам злоумышленников Банк России рекомендует предпринять следующие действия

  • Первым делом следует заблокировать банковскую карту (с помощью личного кабинета, мобильного приложения, контакт-центра кредитной организации или непосредственно в отделении).
  • После списания денег со счета нужно написать заявление о несогласии с проведенной операцией и в течение суток подать его в отделение банка. Второе заявление (о хищении средств) нужно направить в полицию.

В то же время ЦБ предупреждает, что банк может не компенсировать украденную сумму, если гражданин собственноручно совершил перевод на счет мошенников или сообщил им персональные данные.

Комментарии: 0