Россияне, которые работают сами на себя и хотят получать от государства льготы, могут стать самозанятыми. Такой статус позволяет вывести свои доходы из тени, получить подтверждение платежеспособности для банков, Социального фонда и других организаций.
Оформить самозанятость можно несколькими способами: через финансовые организации, портал Госуслуги или приложение Мой налог. Обсудим, кто может стать самозанятым, как удобнее регистрировать статус плательщика налога на профессиональный доход, и что происходит после регистрации.
- Кто может стать самозанятым
- Виды деятельности
- Сотрудники
- Сумма заработка
- Отчетность
- Как зарегистрироваться самозанятым: пошаговая инструкция
- Через Госуслуги
- Приложение «Мой налог»
- Личный кабинет плательщика НПД
- Через банки
- Сколько платить налогов при регистрации самозанятости
- Как самозанятым оформить пособия
Кто может стать самозанятым
Формат самозанятости появился в России относительно недавно — в 2019 году. Сначала всего в трех регионах как эксперимент, и он оказался удачным.
Желающих принять участие в нем было столько, что с 2020 года власти распространили действие режима на все субъекты РФ. Предположительно, эксперимент будет действовать до конца 2029 года, но учитывая его популярность, велика вероятность его продления.
Самозанятых еще по-другому называют плательщиками налога на профессиональный доход — НПД. Такое название пошло от их основного отличия от других работников: наемные сотрудники платят налог на доходы физических лиц — НДФЛ, а самозанятые — НПД.
Не все, который трудится на себя, могут получить статус самозанятого. В федеральном законе 27 ноября 2018 года №422-ФЗ прописаны требования, которым должен соответствовать работник.
Виды деятельности
Стать самозанятым могут те, кто работает сам на себя и хочет «обелить» свои доходы. Например, это:
- парикмахеры,
- флористы,
- фотографы,
- кондитеры,
- водители,
- клинеры,
- репетиторы.

Основные виды деятельности, которые подходят для самозанятых
В законе о самозанятых прописаны виды деятельности, которыми нельзя заниматься — в ч. 2 ст. 4. Например, нельзя продавать подакцизные товары, добывать и реализовывать полезные ископаемые, а также вести предпринимательскую деятельность в интересах другого человека или компании.
Закон важно изучить, чтобы знать нюансы. Например, курьеры, которые развозят чужие товары, не могут быть самозанятыми. А вот если продавец предоставит им свою ККТ — контрольно-кассовую технику для приема платежей, тогда это ограничение не действует.
Как правило, самозанятыми становятся те, кто продает товары собственного производства или оказывает населению услуги. Также к этой категории можно отнести россиян, которые сдают в аренду свое имущество, получают за это плату и хотят вывести доход из тени.
Стать плательщиком НПД могут физические лица и даже индивидуальные предприниматели, которые перешли на этот формат работы. Официально трудоустроенные россияне могут быть одновременно наемными сотрудниками и самозанятыми. Не могут получить самозанятость муниципальные и государственные служащие.
Сотрудники
Основное отличие самозанятого от индивидуального предпринимателя — невозможность нанять на работу других людей. Если ИП сам выбирает, трудиться в одиночку или привлекать других сотрудников, у самозанятого такого права нет. Он работает исключительно сам на себя.
Сумма заработка
Сумма, которую максимально может заработать самозанятый за год — 2,4 млн рублей. При сохранении этого лимита плательщик НПД получает льготы от государства, в частности, может пользоваться вычетом.
Лимит годового дохода отсчитывается с 1 января до 31 декабря текущего года и обнуляется с 1 января следующего. При этом не имеет значения, когда именно прошла регистрация самозанятости.
Если же сумма заработка превышает лимит в 2,4 млн рублей, льготный налоговый режим перестает действовать. После превышения дохода приложение «Мой налог» не даёт сформировать чек.
Бывает так, что самозанятый уже оказал услугу или принял дорогостоящий заказ на изготовление какой-либо продукции, и приблизился к лимиту. В этом случае он не может выслать заказчику чек в подтверждение оплаты, а задекларировать доход как-то надо.
Самозанятый может:
- уйти в «отпуск» до начала следующего года и пока не проводить оплаты;
- аннулировать статус самозанятого, принять оплату как обычное физическое лицо или оформить статус ИП;
- перейти на другой налоговый режим, если у самозанятого уже есть ИП.
Для использования третьего варианта у самозанятого есть 20 дней с даты снятия с учета. В этот срок нужно подать заявление для перехода на УСН.
Отчетность
У самозанятых есть преимущество перед наемными сотрудниками, а также индивидуальными предпринимателями. Вся налоговая отчетность формируется в их личном кабинете в автоматическом режиме.
Им достаточно иметь выход в интернет, и пользоваться для отображения доходов специальным мобильным приложением. Самозанятые проводят продажу товара или услуги в приложении «Мой налог», при необходимости высылают чек клиенту.
Налог на профессиональный доход рассчитывает ФНС, в приложение приходит оповещение. И работник уплачивает его удобным способом менее чем за минуту.
Самозанятые платят только налог на полученный ими налог: нет дохода, значит и платить ничего не нужно. В отличие от ИП, им не нужно:
- покупать контрольно-кассовые аппараты,
- заполнять и подавать декларации,
- платить страховые взносы в социальные фонды.
В приложении широкий функционал: здесь можно получить справку о доходах и постановке на учет, просмотреть анализ доходов по месяцам. А также подать заявление на участие в пенсионной программе, выбрав НПФ по своему усмотрению.
Как зарегистрироваться самозанятым: пошаговая инструкция
Для получения статуса самозанятого нужно пройти регистрацию. Для этого не нужно обращаться в Федеральную налоговую службу, все действия можно провести удаленно. То есть через интернет.
Через Госуслуги
Один из самых удобных вариантов — использование единого портала государственных и муниципальных услуг. Для этого будущему самозанятому нужен логин и пароль от личного кабинета Госуслуги, и подтвержденная учетная запись.
Регистрация самозанятости через Госуслуги пошагово:
- Зайдите на единый портал.
- Найдите через поиск услугу «Регистрация в качестве самозанятого» и нажмите кнопку «Получить услугу».
- Выполните авторизацию в личном кабинете.
- Проверьте ваши данные — ФИО, ИНН, паспортные данные, и при необходимости исправьте их.
- Укажите регион, в котором будете работать, а также вид деятельности.
- Укажите банк и реквизиты счета, на которые будете принимать оплату от клиентов и уплачивать налог.
- Дайте все необходимые согласия и отправьте заявление на регистрацию.
Услуга бесплатная, занимает от одного до трех дней. Оповещение о постановке на учет как самозанятого придет в личный кабинет пользователя.
Приложение «Мой налог»
Мобильное приложение ФНС «Мой налог» сокращает срок получения статуса самозанятого до пяти минут. Оно удобно для регистрации и дальнейшего проведения платежей, формирования чеков и получения отчетности.
Порядок действий для тех, у кого нет учетной записи на портале Госуслуги:
- Скачайте приложение «Мой налог» на смартфон или планшет. Найти его можно через сервисы Google Play и AppStore, а также на сайте ФНС. Скачивание и использование программы бесплатное.
- Отсканируйте паспорт и загрузите скан или фото в программу.
- Сделайте селфи в приложении для подтверждения личности.
- Укажите паспортные и контактные данные, вид деятельности и регион в профиле.
- Привяжите банковскую карту в разделе «Платежи».
- Дайте согласия на обработку и использование данных.
- Отправьте заявление о постановке на учет.
Если у пользователя есть подтвержденная учетная запись на портале Госуслуги, сканировать паспорт и делать селфи не нужно. Укажите при первом входе логин и пароль от единого портала, и приложение само загрузит ваши данные.
Самозанятому останется только выбрать регион и вид деятельности, а также указать реквизиты счета. Именно на этот счет он будет принимать оплату от клиентов.
Личный кабинет плательщика НПД
Чтобы не загружать отдельные приложения, можно завести личный кабинет плательщика НПД на сайте ФНС. Для этого понадобится ИНН и пароль от личного кабинета. Данные можно получить в налоговой службе по месту жительства, либо используйте данные от учетной записи с портала Госуслуги.
Инструкция:
- Перейдите в Кабинет налогоплательщика НПД МОЙ НАЛОГ.
- Нажмите на кнопку «Регистрация».
- Выполните авторизацию по имеющимся у вас данным.
- Дайте все необходимые согласия и разрешения.
- Заполните анкету по подсказкам системы.
- Проверьте правильность введенных данных и реквизитов счета, после чего отправьте заявку на проверку.

Регистрация самозанятого через личный кабинет плательщика НПД
Как правило, регистрация занимает несколько часов. Но в отдельных случаях процесс может идти до шести рабочих дней. Отслеживайте оповещения в личном кабинете и по указанным контактам.
Через банки
ФНС России сотрудничает с определенными банками, которые уполномочены на предоставление услуг по регистрации и уплату налогов самозанятых. Иными словами, через эти банки можно отправить заявку на регистрацию в качестве самозанятого, а также формировать чеки и сразу уплачивать налоги.
Это удобно для тех, кто не хочет ставить дополнительные приложения и проходить в них регистрацию. Можно использовать приложение того банка, которое у вас уже скачано на смартфон или планшет.
Пример для клиентов ВТБ:
- Оформите бесплатную дебетовую карту, если у вас ее еще нет.
- Выполните авторизацию в личном кабинете самозанятого.
- Найдите раздел «Самозанятость» и перейдите в него.
- Пройдите регистрацию, и можете сразу пользоваться всеми преимуществами нового статуса.

Стоимость от | 0₽ |
Кэшбек | До 50% |
Процент на остаток | Нет |
Снятие без процентов | 2 млн ₽/мес. |
Овердрафт | Нет |
Доставка | Да |
Многие банки дают клиентам, которые прошли регистрацию через их онлайн-сервисы, дополнительные бонусы и привилегии. Это может быть бесплатное обслуживание карты или смс-оповещения, бесплатные обучающие курсы для самозанятых, доступ к онлайн-конструктору сайта, скидки на мобильную связь и другие преимущества.
Сколько платить налогов при регистрации самозанятости
Самозанятые платят налог на профессиональный доход. При его использовании не нужно вести отчетность: достаточно формировать чеки в приложении при поступлении дохода, чтобы зафиксировать его для налоговой.
ФНС сама рассчитывает налог к уплате по ставке, который зависит от типа клиентов, с которым сотрудничает самозанятый:
- 4% — если работать с физическими лицами;
- 6% — если работать с организациями и индивидуальными предпринимателями.
Самозанятый указывает тип клиента при формировании чека. Если плательщик НПД работает с организацией или ИП, в чеке нужно указать наименование и ИНН. Для физических лиц ничего дополнительно указывать не нужно.
При первой регистрации самозанятый получает налоговый бонус в размере 10 000 рублей. Его нельзя получить наличными, он нужен только для снижения ставки налога:
- 3% при работе с физлицами;
- 34% при работе с юридическими лицами и ИП.
Сотрудники ФНС автоматически учитывают бонус, и присылают уведомления о необходимости уплаты налога по сниженной ставке. Сэкономленная сумма вычитается из налогового бонуса. И как только 10 000 рублей будут израсходованы, начнут действовать стандартные ставки — 4% и 6% от дохода.
Платить налоги нужно только на доходы, которые «проведены» через приложение. Если на ту же карту или счет приходит зарплата с основного места работа, подарки от родных или другие денежные поступления, они не облагаются налогом.
Самозанятый фиксирует каждую продажу, включая те, что оплачены наличными. ФНС присылает раз в месяц уведомление о необходимости уплаты налога, сделать это нужно до 28 числа следующего месяца. При просрочке налоговики за каждый день начислят пени.
Как самозанятым оформить пособия
Одна из причин, по которой россияне регистрируют самозанятость — это оформление единого пособия на детей до 17 лет и беременных женщин. Раньше его могли оформить самозанятые с любым доходом, который они указывали по своему усмотрению.
С 1 декабря 2023 года правила назначения единого пособия изменились для самозанятых родителей. Для них действует правило: пособие назначают при условии наличия у родителя дохода не менее двух МРОТ за расчетный период.
МРОТ — это минимальный размер оплаты труда. Для каждого региона он рассчитывается индивидуально. Посмотреть МРОТ для вашего субъекта РФ можно на портале Консультант Плюс.
Новыми правилами допускается, чтобы поступления у самозанятого родителя были не в каждом месяце. В этом случае минимальную сумму заработка рассчитывают по формуле: 2 МРОТ / 12 × количество месяцев, в которых были поступления от самозанятости.
При этом не имеет значения распределение сумм по месяцам: в одном можно получить больше, во втором меньше, а в третьем вовсе не указывать дохода. СФР проверяет общую сумму дохода, чтобы она была пропорциональна периоду действия самозанятости.
Частые вопросы
Источники:
Комментарии: 0