Как оформить самозанятость в 2024 году

В России есть огромное количество людей, которые работают сами на себя и получают зарплату за свои товары и услуги, но при этом они никак не могут подтвердить свои доходы для различных служб. Если вы хотите взять кредит, оформить пособие или взять больничный, то необязательно устраиваться в организацию, можно стать самозанятым, и получить все необходимые справки. Как оформить самозанятость, рассказывают специалисты Бробанка.

Как оформить самозанятость в 2023 году
Кокош Елена Валериевна
Автор Бробанк.ру Елена Кокош
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее экономическое образование в Поволжском государственном университете сервиса. Более 8 лет сотрудничает с финансовыми порталами, исследует экономические рынки, банковскую деятельность, анализирует финансовые показатели. Выступает в качестве независимого эксперта и дает комментарии СМИ. Открыть профиль

Самозанятость: что это такое

В нашей стране существует большое количество различных ведомств, фирм и организаций, где каждый может найти работу себе по душе. Кто-то хочет учить детей, кто-то печь хлебобулочные изделия, кто-то любит работу с цифрами, кто-то хочет чинить технику или автомобили, и получать за это заработную плату, вариантов огромное множество.

Большинство людей после получения среднего или высшего образования идут работать наёмными работниками в организации, подходящие под их профили, и либо остаются там же на долгие годы, либо открывают впоследствии свой собственный бизнес. Однако, оформление ИП и ООО требует денежных затрат, ведения финансовой и бухгалтерской отчетности, взаимодействия с налоговыми службами и т.д., и не все на это соглашаются.

Зачастую люди работают в тени, получая серый доход. С одной стороны это выгодно – можно всю прибыль оставлять себе, с другой стороны – возникают сложности с налоговиками, с банками, с различными социальными ведомствами, которые для оформления любой выплаты требуют подтверждения дохода. И вот здесь можно рассмотреть альтернативный вариант.

С 1 января 2019 года в России начал действовать НПД – специальный налоговый режим, который появился в качестве эксперимента в ряде регионов, а уже с октября 2020 года распространился на всю страну (Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 N 422-ФЗ). Изначально в документе было сказано, что эксперимент по установлению специального налогового режиме в РФ будет действовать 10 лет, но есть вероятность, что его действие будет продлено.

Самозанятый гражданин обязан уплачивать налог с фактически полученного дохода

Самозанятость – это форма получения вознаграждения за свой труд непосредственно от заказчиков. Самозанятый – это человек, который применяет экспериментальный налоговый режим, и выплачивает налог на профессиональный доход.

Говоря простыми словами, то самозанятость – это работа на самого себя без привлечения дополнительных людей, то есть без работодателя и наёмных сотрудников. Если человек сам производит какие-то товары или услуги, и предлагает их другим людям или организациям, то он может зарегистрироваться в качестве самозанятого гражданина.

Плюсы и минусы работы самозанятым

Если говорить о преимуществах работы в качестве индивидуального предпринимателя или владельца ООО, то здесь все понятно: бизнесмен имеет официальное трудоустройство и белый доход, может спокойно получать кредиты, социальные выплаты, больничный, декретные и т.д. В случае с ООО можно даже экономить за счет налоговых вычетов и списания части расходов на ведение бизнеса, чтобы платить меньше ФНС.

Что же получают самозанятые, в чем плюсы их режима:

  1. Легализация работы. Самозанятый гражданин получает официальное трудоустройство, которое можно подтвердить, и не переживать из-за возможных претензий к нему со стороны налоговой службы.
  2. Подтверждение дохода. Даже если бизнес небольшой, и приносит немного денег, этот доход также можно подтвердить при помощи справки. Она пригодится в том случае, если вы хотите оформить пособия по беременности или после рождения ребенка, если хотите получить единовременные выплаты, получить кредит и т.д.
  3. Простота оформления. НПД – это очень простой налоговый режим, который не потребует от вас никаких расходов, открытия расчетного счета или обращения в ФНС. Вы сможете оформить свою занятость буквально за один час, не выходя их дома.

Изначально данный налоговый режим вводился депутатами с целью вывести из тени тех, кто работает сам на себя и не платит налоги. И нужно сказать, что эксперимент оказался крайне удачным – сейчас в России несколько десятков миллионов человек оформились в качестве самозанятых, и получили возможность легализовать свой бизнес, и обелить свои доходы.

Какие есть минусы у данного режима? Фактически, он только один: самозанятые не платят страховые взносы, а значит, не могут рассчитывать на большинство выплат, которые имеют наёмные сотрудники. Нет оплачиваемых больничных, отпуска, декрета, налоговых вычетов. Неприятно, но учитывая, что при серой зарплате у людей тоже всего этого нет, плюсы перекрывают этот недостаток.

Чем отличаются самозанятые и ИП

Самозанятым быть намного проще:

  • Можно провести самостоятельную регистрацию без посещения ФНС;
  • Нет финансовой отчетности;
  • Не нужна онлайн-касса;
  • Нет обязательных взносов.

Самозанятые граждане не платят страховые взносы и НДФЛ, они оплачивают только налог с фактически полученного дохода (НПД). Причем ставка будет зависеть от того, кто именно вам заплатит: если деньги поступили от физического лица – вы платите с этой суммы 4%, если от организаций или ИП – 6% от размера платежа. Такие ставки действуют до конца 2028 года, государство все это время не будет их повышать.

Ставка зависит от отправителя денег: физическое лицо - 4%, организация или ИП – 6%

Кроме того, государство дает самозанятым специальный бонус в виде налогового вычета, который снижает ставку до 3-4%. Он действует до того момента, пока вы не сэкономите 10000 рублей на уплате налога. Также можно платить пенсионные взносы для стажа будущей пенсии, но это дело добровольное.

отличия между ип и самозанятыми

Кто может стать самозанятым

Прежде чем оформляться в качестве плательщика налога на профессиональный доход, нужно разобраться с тем, кто именно может стать самозанятым. Это могут быть физические лица или индивидуальные предприниматели, которые решили перейти на режим самозанятости, и реализовывать только свои собственные товары или услуги.

Например, кто это может быть:

  • Водитель;
  • Репетитор;
  • Переводчик;
  • Фотограф;
  • Кондитер;
  • Дизайнер;
  • Мастер по маникюру, макияжу, прическам и т.д.

Стать самозанятым можно уже с 14 лет по согласию от родителей или с 18 лет на общих основаниях. Перейти на режим НПД могут граждане России, Армении, Беларуси, Киргизии, Казахстана, Украины, ЛНР и ДНР.

Есть определенные ограничения: нельзя стать самозанятым по тому виду деятельности, для которой необходимо иметь статус ИП или юридического лица. Например, частный охранник или детектив не может быть самозанятым.

ограничения по видам деятельности самозанятым

Также есть ограничения по сумме дохода: нельзя получать более 2,4 миллиона рублей в год. А вот ограничения по сумме месячного дохода нет, можно в один месяц не получить совсем ничего, в другой заработать 100 тысяч, а в третий миллион – это реально, особенно для малого бизнеса, который зависит от сезонности.

Если доход у самозанятого за год превысит 2.400.000 рублей, то он потеряет свой статус. Такому бизнесмену в качестве физического лица нужно будет оплатить со своих доходов 13% НДФЛ. Если же он был ранее оформлен в качестве ИП, то его автоматически переведут на ОСН.

Как оформить самозанятость

Так как же стать самозанятым гражданином и начать вести свою деятельность официально для налоговой службы и своих клиентов? Для этого есть несколько вариантов:

Портал Госуслуги

Воспользоваться данным вариантом могут только те граждане, которые заранее прошли регистрацию на портале Госуслуги. Учетная запись должна быть подтвержденная, все действия можно сделать в режиме онлайн.

Получить статус самозанятого через Госуслуги можно только при наличии подтвержденной учетной записи

Что нужно делать:

  • Зайдите на сайт Госуслуги;
  • Выполните авторизацию;
  • В поисковой строке выберите «Самозанятость»;
  • Ознакомьтесь с условиями;
  • Нажмите «Получить услугу»;
  • Заполните анкету, следуя подсказкам системы;
  • Внимательно проверьте введенные данные и отправьте заявку.

Для заполнения анкеты вам понадобится паспорт, ИНН и реквизиты счета, который вы будете использовать для получения дохода и выплаты налога. После отправки заявления его будет рассматривать ФНС в течение 5 рабочих дней, после чего уведомление о регистрации придет в ваш Личный кабинет.

Мобильное приложение «Мой налог»

Удобно в том плане, что для дальнейшей работы вам все равно понадобится скачивать и использовать данную программу, поэтому проще сразу же начать работу именно здесь. Вам понадобится паспорт или ИНН, либо, если у вас есть онлайн-кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, вы можете использовать свой пароль от него.

Как зарегистрироваться? Проще всего по паспорту:

  • Скачайте приложение;
  • Пройдите регистрацию;
  • Отсканируйте или сфотографируйте паспорт, загрузите фото;
  • Сделайте селфи в приложении для подтверждения личности;
  • Заполните и отправьте заявление о постановке на учет.

Если у вас есть учетная запись на портале Госуслуги, то всех этих манипуляций делать не нужно. Если при входе вы даете данные от своей учетки, то приложение само «подхватывает» нужные данные, и подставляет их в анкету.

Личный кабинет на сайте ФНС

Если вам удобнее все действия проводить через стационарный компьютер, то этот вариант для вас: нужно будет завести личный кабинет плательщика НПД на сайте ФНС. Для этого вам понадобится ИНН и пароль от личного кабинета, если его нет – можно использовать пароль от портала Госуслуги.

Важно: если вы регистрируетесь по паролю от Госуслуг, вы при первой же авторизации будете поставлены на учет в качестве плательщика НПД. Если вы потом передумаете, нужно будет подавать отдельное заявление на снятие вас с учета.

Инструкция:

  • Перейти на отдельный портал ФНС для самозанятых;
  • Нажать на кнопку «Регистрация»;
  • Выполните авторизацию удобным способом;
  • Дайте все необходимые согласия;
  • Заполните анкету, следуя подсказкам системы.

сайт фнс для самозанятых

Регистрация через банки

В рамках межведомственного взаимодействия и общей цифровизации, ФНС осуществляет информационный обмен с рядом крупных банков. На данный момент их около 30-ти. Через эти банки можно также зарегистрироваться в качестве самозанятого.

Для этого вам понадобится паспорт и ИНН. Можно пройти регистрацию в ближайшем отделении банка, либо же воспользоваться онлайн-сервисами банка: веб-версией онлайн-банкинга, например, «Сбербанк Онлайн» или же мобильным приложением банка.

Что нужно делать: если вы хотите регистрироваться без компьютера, обратитесь в ближайшее отделение с паспортом, и подайте заявку. Вы вместе с сотрудником заполните анкету, которую банк подпишет усиленной электронной подписью и сам отправит в ФНС. Вам останется только ждать оповещения об успешной регистрации. Если же нужна онлайн-регистрация, то в каждом банке она осуществляется по-своему.

Для регистрации в отделении банка необходимо иметь при себе паспорт и ИНН

Рассмотрим на примере Сбербанка:

  • Скачайте приложение Сбербанк Онлайн;
  • Пройдите регистрацию или авторизацию по имеющимся данным;
  • В строке поиска введите «Свое дело»;
  • Нажмите зарегистрироваться и заполните анкету.

Здесь же в приложении можно будет создавать чеки, оплачивать налоги, вести отчетность, получать бесплатные консультации и т.д. Кроме того, Сбербанк дает различные бонусы для самозанятых, например, бесплатные сервисы для записи клиентов, вознаграждения за прохождение опросов и т.д.

свое дело от сбербанка

Частые вопросы

Кто такие самозанятые люди?
Это физические люди или индивидуальные предприниматели, которые зарегистрировались в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД).
Кто может стать самозанятым?
Практически любой человек или ИП с 18 лет, который сам производит товары или услуги для продажи, с 14 лет – по согласию от родителей.
Как открыть самозанятость?
Для этого нужно встать на налоговый учет как плательщик НПД.
Как происходит оформление самозанятости?
Есть несколько вариантов – через Госуслуги, приложение Мой налог, в личном кабинете на сайте ФНС или некоторые уполномоченные на это действие банки.
Можно ли совмещать основную работу и самозанятость?
Да, при этом работодатель будет удерживать НДФЛ, а налог с подработки вы будете платить сами. Госслужащие тоже могут быть самозанятыми, если они сдают в аренду жилые помещения.

Источники:

Комментарии: 0