Кому принадлежит сеть магазинов «Магнит»

Сеть магазинов «Магнит» занимает одну из лидирующих позиций среди ритейлеров российского рынка, которые специализируются на торговле товарами для розничного потребления. В определенные периоды компания занимала первое место, в другое время уступала лидерство ближайшему конкуренту «Пятерочке». В разные годы пост гендиректора занимали разные управленцы. Одни возглавляли компанию годы, другие быстро уходили.

Кому принадлежит сеть магазинов «Магнит» сегодня, кто возглавляет компанию, кого назначили на пост гендиректора и председателя Совета директоров, разобрался Бробанк.

Кто основал компанию

Основатель корпорации Сергей Галицкий. В марте 1994 года он запустил работу компании, торгующей бытовой химией. Позже он учредил акционерное общество «Тандер». За первый год Галицкий открыл 30 оптовых магазинов, а год спустя компания стала крупнейшим продавцом химии для дома, парфюмерии и косметических товаров.

В 1996 году руководство меняет курс, переориентируется на розничные продажи и уходит в реализацию продуктов питания. Основными местами для открытия новых торговых площадей выбраны областные и районные центры, а не столица. В 1999 году в Санкт-Петербурге был открыт первый магазин компании.

Становление компании

Имя компании сформировано от сокращения трех слов — МАГазины НИзких Тарифов. Его придумал один из работников в 2000 году. С 2001 года корпорация запускает выпуск товаров под своей торговой маркой. Постепенно компания наращивает объем собственного производства, которое обеспечивает до 9% в общем товарообороте ритейлера.

В 2001 году ритейлер насчитывает 159 магазинов и завоевывает статус самой обширной торговой розничной сети в РФ. С 2004 года происходит повторный пересмотр стратегии и появляется новый формат — «магазины у дома». В 2005 году число торговых представительств превышает 1500, а по объему выручки «Магнит» опережает «Пятерочку» и выходит на первое место.

Появление акций «Магнита» на московских биржах и прирост дополнительной прибыли позволяет к 2007 году открыть магазины нового формата — 3 гипермаркета. С 2008 года компания представляет акции на Лондонской фондовой бирже, а на привлеченные инвестиции запускает еще 10 гипермаркетов и 300 «магазинов у дома».

К концу 2009 года открыто:

  • 24 гипермаркета;
  • 636 новых «магазинов у дома».

Общее количество торговых точек достигло 3228. В это же время компания заключает контракты на прямые поставки продукции и отсекает посредников, тем самым снижая издержки и увеличивая прибыль.

История развития «Магнита» с 2010 по 2017 годы

В период с 2010 по 2017 год происходит стремительный рост и развитие сетевой корпорации «Магнит». Наиболее значимые события:

  • 2011- начато выращивание собственных овощей, открытие представительств в Сибири и на Урале;
  • 2012 — стоимость акций Магнита фондовой бирже Лондона превысила 21 млрд долларов;
  • 2013 — лидер российских розничных продаж по числу площадей, торговых точек, эффективности, объемам продаж и выручке;
  • 2014 — попадает в рейтинг Бостон Консалтинг Групп, где признается одним из лучших холдингов для вложения капитала;
  • 2015 — попадает в тройку крупнейших российских частных компаний;
  • 2016 — первый ритейлер в России, который позволил покупателям рассчитываться за товары с помощью устройств Apple;
  • 2017 — входит в топ-250 мира крупнейших ритейлеров и топ-100 инновационных компаний по версии Форбс.

«Магнит» попадает в список крупнейших компаний РФ по оценке экспертного агентства RAEX.

Смена владельца

В 2018 году группа компаний ВТБ стала владельцем части акций компании «Магнит». Их продал бессменный на тот момент руководитель корпорации Сергей Галицкий. Он ушел с поста генерального директора и сложил полномочия члена Совета директоров. Об этом бывший руководитель компании заявил на инвестиционном форуме в Сочи. За собой он оставил 3% акций. На должность руководителя и Председателя Правления 16 февраля 2018 года был избран Хачатур Помбухчан.

Отставка Галицкого привела в замешательство некоторых акционеров «Магнита», что повлекло временно падение котировок. Но акции компании быстро отыграли и восстановили свои позиции до прежнего уровня на Московской и Лондонской биржах.

22 июня 2018 года на пост нового руководителя «Магнита» приглашают Ольгу Наумову, которая ранее руководила прямым конкурентом — сетью «Пятерочка». Хачатур Помбухчан заранее предупредил совет о своем уходе и добровольно сложил полномочия.

С Наумовой руководство компании подписывает контракт на 3 года. Ее пригласили возгласить сеть как эксперта в области ритейлинга. Под ее руководством сеть «Пятерочка» сумела вернуть отданное «Магниту» лидерство. Для восстановления предыдущего положения вещей руководство компании попросило Наумову занять должность гендиректора.

С осени 2018 года команда Наумовой подготовила новую для «Магнита» стратегию, направленную на улучшение ассортимента и привлечение новой аудитории. В гипермаркетах начались преобразования «с атмосферой открытия» — дегустации, скидки, новые товары.

В январе 2019 года президентом «Магнита» назначают Яна Дюннинга, который до этого был гендиректором в «Ленте». Его главной задачей становится работа и развитие отношений с инвесторами, а Наумовой предлагают сосредоточиться на управлении бизнесом. Тандем двух руководителей продолжался недолго. Через год работы Наумова покинула пост из-за разногласий с Советом директоров. На должность руководителя компании заступает Ян Дюннинг, он и управляет компанией до сих пор.

Пост председателя Совета директоров «Магнита» в настоящее время занимает Райан Чарльз Эммит. Должность председателя комитета Совета директоров по стратегии — Янсен Флориан. Председатель Правления, президент компании и генеральный директор Дюннинг Ян Гезинюс.

Стратегия ритейлера до 2023 года

Новая стратегия «Магнита» была анонсирована с приходом команды управленцев во главе с Ольгой Наумовой. Она была разработана на период с 2018 до 2023 года. Дюннинг после ухода Наумовой обещал сохранить выбранный вектор. По результатам реализации стратегии компания планирует:

  1. Увеличить присутствие на российском рынке ритейлеров с 8% до 15 %.
  2. Реализовать новые стандарты потребления.
  3. Создать положительный покупательский опыт.
  4. Обеспечить основные покупательские потребности внутри своей сети магазинов.
  5. Занять лидирующие позиции в каждом субъекте РФ.
  6. Внедрить клентоориентированную операционную модель.
  7. Повысить комфорт обслуживания не за счет повышения цен, а исходя из большей эффективности компании.

За 26 лет работы компания распространилась на 65 субъектов РФ. Главная миссия сети в том, чтобы закрыть большую часть потребностей россиян внутри своей омниакальной взаимно интегрированной системе торговых точек. Поэтому покупателям предлагают лучшую на рынке систему лояльности и вознаграждения. Банки выпускают совместные карты с ритейлером — Тинькофф, Почта Банк.

Распределение долей собственников «Магнита» в 2019 году выглядело так:

Акционер Доля акций, в %
Группа ВТБ 29,10
MarathonGroup 11,82
Галицкий Сергей (бывший владелец) 3,00
Помбухчан Хачатур 0,01
Прочие акционеры частные и юрлица 56,07

Положение «Магнита» на сегодняшний день

На начало 2020 года «Магнит» лидирует в России по количеству торговых точек и территории присутствия по стране. Однако в середине 2019 года компания уступила лидерство «Пятерочке» по доле рынка:

Наименование сети Доля в 2018, в % Доля в 2019, в %
Магнит 8,5 8,8
Пятерочка 8,3 8,9

Осенью 2019 года сеть Магнита насчитывала 20,5 тысяч точек присутствия:

  • 14,5 тысяч «магазинов у дома»;
  • 467 супермаркетов;
  • 5,5 тысяч дрогери.

Компания представлена в 3694 населенных пунктах России. По данным Форбс Магнит входит в число лучших работодателей РФ. Штат насчитывает 300 тысяч человек. С 2011 по 2018 год ритейлеру присуждалось звание «Привлекательный работодатель». Каждую неделю в штат набирают около 300 человек. Собственный автопарк «Магнита» насчитывает 5776 машин.

К концу 2019 года у «Магнита» снизились темпы роста чистой розничной выручки, посещаемость магазина и рост среднего чека. Компания уменьшила амбиции по открытию магазинов: вместо 1500 новых «магазинов у дома», только 1200, вместо 2000 аптек — 1200.

Уменьшение доли новых точек присутствия положительно сказалось на рентабельности, и должно позитивно отразиться на котировке акций торгового гиганта. Потому что в октябре 2019 года стоимость ценных бумаг «Магнита» упала до 3115 рублей, что стало историческим минимумом для компании и инвесторов. В новом году аналитики ждут стабилизации положения компании на рынке и роста стоимости акций.

Читайте также

Ваш комментарий (вопрос):

Ваш адрес email не будет опубликован.

Я принимаю условия обработки персональных данных, указанных в Политике конфиденциальности

Популярные продукты