По целевому назначению товарный знак и логотип схожи. Применение обоих объектов заключается в идентификации и уникализации производителей и товаров, чтобы покупатель их отличал свободно от аналогов. Дифференциация этих терминов производится в большей части по их юридическим признакам. По каким именно — разъясняем на Brobank.ru.
Что такое логотип
Официально понятие «логотип» не используется в российским законодательстве. Это графическое изображение, выполненное в определенном стиле, в который включено полное или частичное наименование предприятия, бренда, товара (группы товаров).
На заре своего появления логотипы использовались больше для рекламы товара или производителя, чтобы выделить их из массы конкурентов и аналогичной продукции. Таким образом рекламодатели получали преимущество в борьбе за потребительский спрос.
Сфера применения логотипов со временем расширилась: теперь они используются не только для популяризации своего обладателя, но и для его символизирования, с закреплением имиджа в уникальном (по умолчанию) изображении. С точки зрения дизайнерского исполнения логотипы делятся на следующие виды:
- Символы — в сфере дизайна они называются иконками.
- Текстовые — буквы или (и) цифры.
- Тексто-символьные — совокупность иконок с буквами или и (цифрами).
Права на логотип не регистрируются в Роспатенте. Если работа заказывалась у дизайнера или разработчика, для использования графического изображения будет достаточно договора, предметом которого является передача прав на произведение искусства.
Почему права на логотип не регистрируются официально
Логотип — это результат интеллектуальной собственности, поэтому права его обладателя находятся под защитой закона. В соответствии со ст. 1229 ГК РФ с момента создания графического изображения у правообладателя возникает исключительное право на распоряжения им. Но авторское право в Российской Федерации нуждается в реформации, именно поэтому практически в каждой сфере можно встретить сотни похожих логотипов, которые различаются незначительно, или не различаются вовсе.
На практике логотип может быть частью товарного знака — в этом случае он имеет тесную связь с товарами и услугами, которые оказываются предприятием и ИП. Само себе графическое изображение регистрации в Роспатенте не подлежит, если правообладатель не планирует его использовать в качестве товарного знака.
Важно: логотип может использоваться в качестве товарного знака самостоятельно или быть его частью, если владелец бизнеса пройдет процедуру регистрации в Роспатенте с соблюдением норм, указанных в IV части ГК РФ. Если в этом нет необходимости, логотип компании используется свободно без регистрации, но с соблюдением авторских прав разработчика.
Признаки товарного знака
Если функция логотипа ограничена повышением уровня узнаваемости бренда, то товарный знак — это более широкое понятие, которое также служит средством индивидуализации, но не компании, а ее товаров и услуг. Виды товарного знака:
- Визуальный ряд — текстовые, графические, объемные, символьные.
- Не визуальный ряд — звуковые, световые, обонятельные, комбинированные.
Логотипа без графического изображения не существует, тогда как звуковой товарный знак достаточно распространен. Ключевое отличие между двумя формами индивидуализации заключается в том, что регистрация товарного знака в Роспатенте — обязательна.
Товарный знак — это зарегистрированное в законном порядке право на использование средства индивидуализации товара и услуги. Права владельца подтверждаются государственным свидетельством и внесением в реестр Роспатента.
Один из самых известных в мире товарных знаков — Coca-Cola. Его графическое обозначение изначально напоминает об одноименном безалкогольном напитке, а не о производителе The Coca-Cola Company. Это классический пример того, когда графическое обозначение используется в качестве товарного знака.
В чем преимущества товарного знака
После прохождения регистрации в Роспатенте правообладатель становится полноправным и единоличным владельцем товарного знака. За его незаконное использование предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде штрафа до 5 000 000 рублей, а также уголовное наказание — до двух лет лишения свободы.
Если сравнивать уровень защиты прав на товарный знак и логотип в России по пятибальной шкале, то в первом случае — пять баллов, во втором — один балл. Защита прав интеллектуальной собственности распространяется на товарный знак, а логотип находится только под защитой авторского права.
Товарный знак | Логотип | |
Ответственность за незаконное использование | конфискация контрафактной продукции; штраф до 5 000 000 рублей; лишение свободы — до 2 лет. |
— |
Для чего используется | защита бизнеса | идентификация бизнеса |
Регистрация в Роспатенте | обязательна | нет |
С какого момента можно пользоваться | после регистрации в Роспатенте | без ограничений |
Маркировка | ® | — |
Уровень защиты бизнеса | ***** | * |
Основная черта товарного знака — его уникальность. Если права предпринимателя нарушаются третьими лицами, обращение в суд снимет все вопросы: незаконное использование товарного знака доказывается без затруднений. В части логотипа отстаивать свои права намного сложнее, в ряде случаев это невозможно.
Частые вопросы
Источники:
Комментарии: 9
Добрый день, будет ли считаться нарушением если использовать только часть наименования (например зарегистрирован ТЗ под номером 882770, в нём есть графическое изображение состоящее из текста, шрифта и цветовой схемы), будет ли считаться нарушением использование похожего названия (а именно «ТуцТуц Квиз»)? Или ТЗ распространяется если использовать только похожие цветовые решения и само словосочетание оригинала?
могу ли я использовать в договорах об оказании услуг вместо ип только зарегистрированный товарный знак?
Ирина, добрый день. Товарный знак не может заключать договоры, а индивидуальный предприниматель — может.
Добрый день!
Наша организация оказывает услуги по обеспечению населения города и района теплом и водоснабжением. Нашими работниками был разработан текстово-символьный логотип. Когда встал вопрос о его размещении на бланках организации, то сразу же возник встречный вопрос: нужно ли оформлять его каким-то ЛНА Организации, или это надумано и не обязательно.
Уважаемый Игорь, если логотип включен в товарный знак (знак обслуживания) или сам по себе заявляется в качестве графического товарного знака, то его регистрация обязательна.
Правильно ли понимаю, что если я использую свой товарный знак, который зарегистрирован как словесный в стандартном шрифте, другим шрифтом, то будет считаться, что в таком случае я не использую свой товарный знак? И тогда есть риск, что в таком другом шрифте я могу потенциально нарушить права других правообладателей, вдруг у них такой же товарный знак зарегистрирован именно в таком шрифте, который я использовала фактически?
Уважаемая Анастасия, указание конкретного названия, вида или типа шрифта не является обязательным при составлении описания товарного знака. Патентное ведомство зарегистрирует ваш знак именно в том виде, как он был приведен на изображении заявляемого обозначения в материалах заявки, однако вы можете дополнительно указать, что ваше обозначение выполнено определенным видом шрифта, заключено в кавычки и т.п. Товарный знак будет защищен законом в том виде, как было указано в материалах заявки, но нарушением прав владельца товарного знака будет признано использование для однородных товаров и услуг не только тождественного, но и сходного с вашим знаком обозначения, в том числе, выполненного другим шрифтом или буквами другого алфавита.
Здравствуйте.Я же правильно понимаю,то что я используя свой логотип на своей продукции могу не боятся штрафов или судов и тд?Логотип это же не товарный знак.
Уважаемый Ренат, товарный знак — это прошедшая процедуру регистрации торговая марка. То есть на законодательном уровне он защищается авторским правом, в то время как логотип — нет. Логотип не имеет юридического определения, поэтому и требований к нему (как к товарному знаку) нет.