Логотип и товарный знак — в чем разница?

По целевому назначению товарный знак и логотип схожи. Применение обоих объектов заключается в идентификации и уникализации производителей и товаров, чтобы покупатель их отличал свободно от аналогов. Дифференциация этих терминов производится в большей части по их юридическим признакам. По каким именно — разъясняем на Brobank.ru.

Что такое логотип

Официально понятие «логотип» не используется в российским законодательстве. Это графическое изображение, выполненное в определенном стиле, в который включено полное или частичное наименование предприятия, бренда, товара (группы товаров).

На заре своего появления логотипы использовались больше для рекламы товара или производителя, чтобы выделить их из массы конкурентов и аналогичной продукции. Таким образом рекламодатели получали преимущество в борьбе за потребительский спрос.

Логотип используется для популяризации и закрепления имиджа бренда

Сфера применения логотипов со временем расширилась: теперь они используются не только для популяризации своего обладателя, но и для его символизирования, с закреплением имиджа в уникальном (по умолчанию) изображении. С точки зрения дизайнерского исполнения логотипы делятся на следующие виды:

  1. Символы — в сфере дизайна они называются иконками.
  2. Текстовые — буквы или (и) цифры.
  3. Тексто-символьные — совокупность иконок с буквами или и (цифрами).

Права на логотип не регистрируются в Роспатенте. Если работа заказывалась у дизайнера или разработчика, для использования графического изображения будет достаточно договора, предметом которого является передача прав на произведение искусства.

Почему права на логотип не регистрируются официально

Логотип — это результат интеллектуальной собственности, поэтому права его обладателя находятся под защитой закона. В соответствии со ст. 1229 ГК РФ с момента создания графического изображения у правообладателя возникает исключительное право на распоряжения им. Но авторское право в Российской Федерации нуждается в реформации, именно поэтому практически в каждой сфере можно встретить сотни похожих логотипов, которые различаются незначительно, или не различаются вовсе.

На практике логотип может быть частью товарного знака — в этом случае он имеет тесную связь с товарами и услугами, которые оказываются предприятием и ИП. Само себе графическое изображение регистрации в Роспатенте не подлежит, если правообладатель не планирует его использовать в качестве товарного знака.

Важно: логотип может использоваться в качестве товарного знака самостоятельно или быть его частью, если владелец бизнеса пройдет процедуру регистрации в Роспатенте с соблюдением норм, указанных в IV части ГК РФ. Если в этом нет необходимости, логотип компании используется свободно без регистрации, но с соблюдением авторских прав разработчика.

Признаки товарного знака

Если функция логотипа ограничена повышением уровня узнаваемости бренда, то товарный знак — это более широкое понятие, которое также служит средством индивидуализации, но не компании, а ее товаров и услуг. Виды товарного знака:

  • Визуальный ряд — текстовые, графические, объемные, символьные.
  • Не визуальный ряд — звуковые, световые, обонятельные, комбинированные.

Товарный знак защищен авторским правом на законодательном уровне

Логотипа без графического изображения не существует, тогда как звуковой товарный знак достаточно распространен. Ключевое отличие между двумя формами индивидуализации заключается в том, что регистрация товарного знака в Роспатенте — обязательна.

Товарный знак — это зарегистрированное в законном порядке право на использование средства индивидуализации товара и услуги. Права владельца подтверждаются государственным свидетельством и внесением в реестр Роспатента.

Один из самых известных в мире товарных знаков — Coca-Cola. Его графическое обозначение изначально напоминает об одноименном безалкогольном напитке, а не о производителе The Coca-Cola Company. Это классический пример того, когда графическое обозначение используется в качестве товарного знака.

В чем преимущества товарного знака

После прохождения регистрации в Роспатенте правообладатель становится полноправным и единоличным владельцем товарного знака. За его незаконное использование предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде штрафа до 5 000 000 рублей, а также уголовное наказание — до двух лет лишения свободы.

Если сравнивать уровень защиты прав на товарный знак и логотип в России по пятибальной шкале, то в первом случае — пять баллов, во втором — один балл. Защита прав интеллектуальной собственности распространяется на товарный знак, а логотип находится только под защитой авторского права.

Товарный знак Логотип
Ответственность за незаконное использование конфискация контрафактной продукции;
штраф до 5 000 000 рублей;
лишение свободы — до 2 лет.
Для чего используется защита бизнеса идентификация бизнеса
Регистрация в Роспатенте обязательна нет
С какого момента можно пользоваться после регистрации в Роспатенте без ограничений
Маркировка ®
Уровень защиты бизнеса ***** *

Незаконное использование товарного знака влечет за собой уголовное наказание и наложение штрафа

Основная черта товарного знака — его уникальность. Если права предпринимателя нарушаются третьими лицами, обращение в суд снимет все вопросы: незаконное использование товарного знака доказывается без затруднений. В части логотипа отстаивать свои права намного сложнее, в ряде случаев это невозможно.

Частые вопросы

Может ли компания работать без логотипа или товарного знака?
Обе формы индивидуализации создаются добровольно, законодательных требований на этот счет в России нет.
Сколько логотипов или товарных знаков может иметь компания?
Ограничений по количеству в обоих случаях нет. При этом важно учитывать, что наличие двух или более логотипов у одного предприятия не имеет логического смысла. Товарных знаков же у компании может быть несколько — достаточно распространенный случай на практике.
Как зарегистрировать логотип в виде товарного знака?
Во-первых, графическое изображение должно быть уникальным. Во-вторых, оно должно увязываться с продуктом или услугой — к примеру, когда текстовое наполнение идентично наименованию товара. Также при регистрации потребуется указать классы МКТУ (международная классификация товаров и услуг), на которые распространяется его действие. В любом случае, термин «логотип» не используется, так как после завершения регистрации он становится товарным знаком.
Какое отличие в части имущественных прав?
Передача логотипа другому бизнесу бессмысленна, так как это средство индивидуализации связано с конкретным предприятием. Товарный знак подлежит передаче, в том числе по договору займа или концессии. Классический пример такой сделки — франшиза.
Какие ограничения в сроках действия?
Сроки пользования логотипом неограничены. Товарный знак регистрируется на 10 лет с возможностью продления на аналогичный срок неограниченное количество раз. Сумма государственной пошлины за услугу составляет 20 000 рублей, при условии, что прописывается не более 5 МКТУ. За каждый дополнительный класс взимается плата в размере 1000 рублей.

Источники:

Комментарии: 0

Ваш комментарий (вопрос)

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Русанова Ирина Александровна
Автор статьи Ирина Русанова
Попович Анна Александровна
Консультант, автор Попович Анна
Пихоцкая Ольга Владимировна
Финансовый автор Пихоцкая Ольга

Ваш комментарий (вопрос):

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *