МФО сокращают количество одобряемых заявок

Во II квартале 2022 года количество одобренных МФО заявок значительно сократилось. В итоге их доля оказалась намного ниже значений начала года, а также – прошлогодних показателей. Более жесткая скоринговая политика помогает организациям снизить вероятность дефолтов. В то же время повторные заявки гораздо чаще получают одобрение, благодаря чему бизнес удерживает рентабельность и снижает расходы на маркетинг в условиях нынешнего кризиса.

В апреле и мае 2022 года увеличилась разница между суммой, которую россияне запрашивают в МФО, и теми денежными средствами, которые они в результате получают на руки. Изучив ситуацию с выдачей коротких микрозаймов «до зарплаты», эксперты Moneyman пришли к выводу, что сейчас разрыв такой же, как и весной 2020 года, в начале пандемии.

Так, микрофинансовые организации выдавали новым клиентам не более 44% от желаемой суммы. При последующем обращении можно было рассчитывать на получение 52%, а на третий раз – 71%.

В I квартале 2022 года распределение долей выглядело следующим образом: 49%, 59%, 78% соответственно. В весенние месяцы 2021 года уровень одобрения был гораздо выше: 62%, 74%, 88% соответственно. В некоторых МФО сообщают, что новым клиентам могли выдать 38-52% от суммы в заявке, и это намного меньше значений 2021 и 2020 годов.

Займ в Займере
Займ в Займере (0% первый займ)
Сумма займа 30 000Р
Проц. ставка От 0%
Срок займа До 30 дней
Кред. история Любая
Возраст 18-75 лет
Решение 2 мин.

По мнению участников рынка, качественное прогнозирование платежеспособности заемщика является первоочередной задачей для кредиторов. Поскольку эффект от введенных санкций еще себя не исчерпал, МФО вынуждены продолжать вести консервативную риск-политику. И стратегия сдерживания одобрений заявок от новых клиентов в некоторой степени способна замедлить рост просрочки платежей.

С другой стороны, на проблему просрочки наибольшее влияние оказывают не столько скоринговые модели МФО, сколько масштабы воздействия геополитических факторов. А их на данном этапе оценить сложно, как и степень государственной поддержки.

Эксперты считают, что уровень одобрения заявок падает и по причине завышенного «аппетита» со стороны отдельных категорий потребителей. Например, это могут быть банковские заемщики, которые решили прибегнуть к услугам микрофинансовых организаций. Такие клиенты сразу претендуют на получение крупных сумм, а кредитор вынужден искать баланс между их интересами и устойчивостью собственной риск-модели.

Размер запрашиваемой суммы растет также из-за общей экономической нестабильности. По данным компании «Займер», новые заемщики в среднем претендуют на получение 11500 – 11900 рублей, что сопоставимо с показателями 2020 года. При этом повторные клиенты начали запрашивать несколько большие суммы (размер займов вырос с 6900 до 9400 рублей).

Эксперты отмечают, что граждане, которые не раз прибегали к услугам МФО, начали демонстрировать более рациональный подход к заимствованиям. Клиенты стремятся к своевременному исполнению долговых обязательств, для чего тщательно рассчитывают сумму возврата и сознательно снижают свою кредитную нагрузку. И для кредитора это является хорошим признаком.

Займ в Манимен
Займ в Манимен
Сумма займа 80 000Р
Проц. ставка От 0%
Срок займа До 126 дней
Кред. история Любая
Возраст От 18 лет
Решение 1 мин.

Сейчас микрофинансовые компании стремятся увеличить оборачиваемость денежных средств и снизить риски путем выдачи краткосрочных займов на меньшие суммы. По словам специалистов, долгосрочные инвестиции в портфель отходят на второй план.

До конца 2022 года ожидается постепенный рост сумм (как одобряемых, так и выдаваемых клиентам). Однако, чтобы показатели достигли уровня 2021 года, нужно больше времени, чем в период пандемии, так как суммы займов, запрашиваемых потребителями, будут расти одновременно с инфляцией.

Еженедельный мониторинг, проводимый СРО «МиР», показал, что выдачи находятся на низком уровне с середины марта 2022 года. Эксперты считают, что до начала осени ситуация вряд ли кардинально изменится.

По мнению финансовых аналитиков, МФО выгодно работать с постоянными заемщиками, стабильными и надежными. Компаниям в этом случае не нужно тратить средства на маркетинг при выдаче новых микрокредитов. А основной статьей расходов бюджета компаний сейчас становится именно маркетинг. Следовательно, широкая клиентская база является ценным активом, работа с которым способна поддерживать рентабельность организации в сложившихся условиях.

По материалам издания «Коммерсантъ»

Комментарии: 0

Ваш комментарий (вопрос)

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор статьи Ольга Пихоцкая
Попович Анна Александровна
Консультант, автор Попович Анна

Ваш комментарий (вопрос):

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *