Мисселинг

Мисселинг — введение покупателя в заблуждение с целью продать товар или услугу. Встречается в различных сферах: банковской, брокерской, страхования, любых продаж. Продавец лукавит или не раскрывает всю информацию о продукте, в результате чего страдает потребитель.

Мисселинг в банковской сфере

Чаще всего он касается заемщиков и вкладчиков. Сотрудники банков замотивированы руководством продать определенные услуги, заключить определенные договора. Стандартный способ продажи малорезультативен, тогда применяется мисселинг.

Чаще всего это:

  • продажа страховых услуг. Клиенту не сообщают реальный перечень страховых случаев, страховка преподносится как обязательный атрибут оформления кредита, не оглашается реальная стоимость страхового полиса;
  • продажа комплексных услуг банка, каких-либо его сервисов. Они преподносятся как выгодные, премиальные, обязательные и пр. При этом все условия не сообщаются, недостатки, например необходимость регулярной платы за услугу, особые условия начисления бонусов и пр., не оговариваются;
  • навязывание вместо вклада другой инвестиционной услуги. Она преподносится как более выгодная альтернатива вклада, при этом все условия и механизм получения доходности утаивается.

По сути мисселинг — то обман потребителя, но его крайне сложно доказать, так как клиент подписал договор, где прописаны все условия. Договора люди читают крайне редко.

Мисселинг в страховании

На втором месте по частоте встреч этого явления — область страхования. Здесь также страхователей часто вводят в заблуждение, навязывают им услуги или выставляют их как обязательные.

Яркий пример мисселинга, с которым пытается бороться ЦБ РФ, — навязывание клиенту, покупающему полис ОСАГО, полис страхования жизни или недвижимости. Часто это выставляется как неотъемлемая часть первичной услуги.

Что делать, если вы стали жертвой

Если вы стали жертвой мисселинга, это не так просто доказать. Дело в том, что полные условия оказания услуги или совершения покупки отражены в договоре, который вы подписали. А подпись по умолчанию предполагает, что вы ознакомились с текстом и согласны со всеми пунктами.

Банк России разработал один вариант защиты от последствий мисселинга — период охлаждения в страховании: в течение 14 дней после покупки добровольной страховки от нее можно отказаться и вернуть деньги. Во всех остальных случаях нужно обращаться в суд, но шансы на выигрыш невелики, так как договор подписан лично вами.

Частые вопросы

Мисселинг, что это такое?
Намеренное введение в заблуждение или нераскрытие полной информации о товаре или услуге с целью ее продажи. Можно сказать, что это обман потребителя.
Встречается ли мисселинг в Сбербанке?
К сожалению, даже в самом крупном и востребованном банке РФ такое встречается. Чаще всего в области кредитования: заемщику при оформлении кредита навязывают страховку или пакет дополнительных услуг.
Что делать, если я стал жертвой мисселинга?
Попробуйте обратиться к продавцу для расторжения договора. Также вы можете подать в суд, написать жалобу в онлайн-приемную ЦБ РФ. Другой вопрос - поможет ли это? Договор подписан, вы с ним согласны.
Купил навязанную страховку, что делать?
Если речь о добровольном страховании (жизни, здоровья, недвижимости, от потери работы), вы можете в течение 14 дней с момента заключения договора обратиться к страховой компании и вернуть деньги. Возвраты выполняются без проблем, за этим следит ЦБ РФ.

Комментарии: 0

Ваш комментарий (вопрос)

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Русанова Ирина Александровна
Автор статьи Ирина Русанова
Попович Анна Александровна
Консультант, автор Попович Анна
Пихоцкая Ольга Владимировна
Финансовый автор Пихоцкая Ольга

Ваш комментарий (вопрос):

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *