По словам экспертов, спрос на продукцию ушедших из страны брендов постепенно стабилизируется. А со временем граждане научатся распознавать мошенников и начнут сотрудничать с новыми поставщиками, которые будут ввозить товары хоть и не от имени известных марок, но на законных основаниях. Однако до тех пор потребителям стоит сохранять бдительность.
Согласно данным Group-IB, за первые 6 месяцев 2022 года количество сайтов по продаже товаров от «брендовых производителей» выросло на 579% относительно первого полугодия 2021 года. В компании подсчитали, что в качестве приманки для клиентов аферистами используется не менее 2100 названий известных марок и брендов. Это – компании из таких сфер, как: телекоммуникации, онлайн-ритейл, банковский сектор, услуги и т.д. Примечательно, что к началу 2022 года список состоял всего из 120 наименований.
Также в Group-IB оценили ежемесячный ущерб потребителей от мошенничества подобного рода. Он достиг 5,9 миллиарда рублей (80 миллионов долларов) по всему миру.
Более 50% таких платформ предлагают розыгрыши призов якобы от имени популярных компаний. Одновременно с этим происходит откровенная спекуляция на зарубежных брендах, заявивших об уходе с отечественного рынка. Как правило, мошеннические схемы построены на предложении фейковых виртуальных карт оплаты в PlayStation Store и App Store, покупке доступа к сервисам Pornhub, Spotify Premium или приобретении востребованных товаров (в частности, IKEA).
Также мошенники не обходят вниманием и актуальную повестку. Один из показательных примеров – массовый рост количества ресурсов, предлагающих покупку бумаги в период перебоев с поставками. Как правило, подобные аферы направлены на представителей мелкого и среднего бизнеса.
Аналитики подтверждают, что на данный момент злоумышленники максимально эксплуатируют тему ухода зарубежных компаний, так как граждане привыкли выбирать определенные бренды. Очевидно, что объем украденных у россиян средств неуклонно растет, но о конкретных суммах говорить сложно, поскольку не все признаются в том, что стали жертвой обмана, а некоторые люди просто не знают, в какие структуры нужно обращаться за помощью.
Государство, со своей стороны, пытается найти выход из сложившейся ситуации. Так, 15.06.2022 года Минцифры заявляло, что на Госуслугах появится форма связи с населением, а до конца августа в промышленную эксплуатацию будет введена система отслеживания фишинга. Также к мониторингу планируется подключить Генпрокуратуру.
Как следует из данных Роскомнадзора, в течение первого полугодия 2022 года было заблокировано и удалено 4,1 тысячи мошеннических сайтов.
По мнению юристов, этих мер должно быть достаточно для улучшения статистики, даже несмотря на тот факт, что новые фишинговые ресурсы будут и дальше появляться. Но возможный ущерб для граждан зависит и от опыта, который они приобретают при взаимодействии со злоумышленниками, и от осознания риска передачи персональных и платежных данных третьим лицам.
Список популярных среди россиян брендов, намеревающихся уйти с отечественного рынка, постоянно растет. Как стало известно, их ряды скоро пополнят такие знаменитые марки, как: Triumph, Oysho и Victoria`s Secret. Специалисты считают, что репутация иностранных компаний не должна пострадать от участившихся случаев мошенничества. Разумеется, существует вероятность, что недоброжелатели будут от их имени делать разные заявления на фейковых сайтах, но в большинстве случаев целью злоумышленников является банальное обогащение.
Аналитики ожидают, что с течением времени ситуация нормализуется, в том числе благодаря гражданам, которые отдадут предпочтение официальным поставщикам. В свою очередь, последним рекомендуется налаживать сотрудничество с надежными маркетплейсами, а не открывать собственные площадки.
По материалам издания «Коммерсантъ»
Комментарии: 0