Всемирная организация потребителей Consumers International провела масштабный опрос среди граждан 32 развивающихся стран мира. Цель проекта – выяснить, какие преграды становились на пути потребителей банковских услуг в течение последнего года.
Итоговый рэнкинг выглядит следующим образом:
- отсутствие исчерпывающей информации об условиях договора до его непосредственного заключения;
- завышенные, нередко скрытые комиссии;
- отдельные пункты договора – не в пользу потребителя (например, невозможность что-либо изменить в одностороннем порядке);
- умалчивание реального уровня финансового риска;
- процентные ставки – неоправданно высокие;
- чрезмерная закредитованность;
- непомерные затраты на денежные переводы;
- слабая защита персональной информации;
- послепродажный сервис оставляет желать лучшего;
- агрессивные маркетинговые приемы;
- нарушение условий договора со стороны финучреждения;
- плохо отлаженный механизм выплаты страховых компенсаций;
- отказ в предоставлении финуслуги без объяснения причин;
- ошибки при передаче сведений в БКИ;
- сомнительные инвестиционные проекты;
- случаи дискриминации по разным признакам со стороны кредитной организаций.
Отечественные реалии
Как сообщают «Известия», в России было проведено аналогичное исследование рынка. Для этого сотрудники КонфОП (Международной конфедерации обществ потребителей) задействовали прием «тайного покупателя» и обратились в колл-центры крупнейших банков, которые предоставляют кредиты населению.
Под прицел защитников прав потребителей попали такие организации, как: Альфа-Банк, ВТБ, СберБанк, Росбанк, Газпромбанк, Почта Банк, «Русский стандарт», МТС Банк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, ЮниКредит Банк, Банк Home Credit, Совкомбанк, «Ренессанс Кредит», «ФК Открытие», Сетелем Банк, ДОМ.РФ и Московский кредитный банк.
Выяснилось, что первый пункт результатов международного исследования является серьезной проблемой и для россиян. Так, подавляющее большинство финучреждений отказывает потенциальному заемщику в возможности детально изучить договор, взять его домой и проконсультироваться с более компетентными в банковских тонкостях людьми, сравнить разные предложения.
Конечно, на официальных сайтах представлена информация о кредитных продуктах и доступны типовые формы договоров, но такие сведения являются обобщенными и не могут дать исчерпывающие ответы на вопросы каждого потенциального заемщика.
Полные данные (окончательный размер процентной ставки, итоговая стоимость займа, размеры комиссии или страховки и пр.) прописываются только в индивидуальных условиях.
Всего несколько банков согласны выдавать договор на руки для предварительного ознакомления – Альфа-Банк, МТС Банк, «Ренессанс Кредит», Почта Банк и ЮниКредит Банк. Менеджеры остальных организаций убеждают, что договор можно изучить в офисе непосредственно перед подписанием.
Разумеется, этот аргумент – несостоятельный. Очевидно, что обстановку в отделении сложно назвать комфортной, да и собственных знаний в области финансов гражданину может не хватить, чтобы объективно оценить предлагаемые условия.
Как защитить свои интересы
В законе о потребительском кредитовании прописана норма, в соответствии с которой заемщик не обязан сразу соглашаться на оформление кредитного продукта. Для принятия решения у клиента есть пять рабочих дней, и в течение этого срока банк не имеет права изменять условия договора. К сожалению, далеко не все граждане знакомы со своими законными правами, иначе процент невыгодных кредитов, оформленных в спешке, пошел бы на убыль.
Со своей стороны, Центробанк как регулятор осуществляет превентивный поведенческий надзор над финучреждениями. Среди стандартных методов – проведение мероприятий по принципу «контрольной закупки», изучение каналов дистанционного предоставления кредитов.
Отказ организаций знакомить клиентов с условиями кредитного договора до его подписания и принуждение к сиюминутному заключению сделки также попадают в зону повышенного внимания ЦБ. Так, заемщик, чьи права были нарушены, может направить жалобу в Банк России, и к финучреждению будут применены меры надзорного реагирования.
Комментарии: 0