С какими проблемами сталкиваются клиенты банков

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги.

Всемирная организация потребителей Consumers International провела масштабный опрос среди граждан 32 развивающихся стран мира. Цель проекта – выяснить, какие преграды становились на пути потребителей банковских услуг в течение последнего года.

Итоговый рэнкинг выглядит следующим образом:

  • отсутствие исчерпывающей информации об условиях договора до его непосредственного заключения;
  • завышенные, нередко скрытые комиссии;
  • отдельные пункты договора – не в пользу потребителя (например, невозможность что-либо изменить в одностороннем порядке);
  • умалчивание реального уровня финансового риска;
  • процентные ставки – неоправданно высокие;
  • чрезмерная закредитованность;
  • непомерные затраты на денежные переводы;
  • слабая защита персональной информации;
  • послепродажный сервис оставляет желать лучшего;
  • агрессивные маркетинговые приемы;
  • нарушение условий договора со стороны финучреждения;
  • плохо отлаженный механизм выплаты страховых компенсаций;
  • отказ в предоставлении финуслуги без объяснения причин;
  • ошибки при передаче сведений в БКИ;
  • сомнительные инвестиционные проекты;
  • случаи дискриминации по разным признакам со стороны кредитной организаций.

Отечественные реалии

Как сообщают «Известия», в России было проведено аналогичное исследование рынка. Для этого сотрудники КонфОП (Международной конфедерации обществ потребителей) задействовали прием «тайного покупателя» и обратились в колл-центры крупнейших банков, которые предоставляют кредиты населению.

Под прицел защитников прав потребителей попали такие организации, как: Альфа-Банк, ВТБ, СберБанк, Росбанк, Газпромбанк, Почта Банк, «Русский стандарт», МТС Банк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, ЮниКредит Банк, Банк Home Credit, Совкомбанк, «Ренессанс Кредит», «ФК Открытие», Сетелем Банк, ДОМ.РФ и Московский кредитный банк.

Выяснилось, что первый пункт результатов международного исследования является серьезной проблемой и для россиян. Так, подавляющее большинство финучреждений отказывает потенциальному заемщику в возможности детально изучить договор, взять его домой и проконсультироваться с более компетентными в банковских тонкостях людьми, сравнить разные предложения.

Конечно, на официальных сайтах представлена информация о кредитных продуктах и доступны типовые формы договоров, но такие сведения являются обобщенными и не могут дать исчерпывающие ответы на вопросы каждого потенциального заемщика.

Полные данные (окончательный размер процентной ставки, итоговая стоимость займа, размеры комиссии или страховки и пр.) прописываются только в индивидуальных условиях.

Всего несколько банков согласны выдавать договор на руки для предварительного ознакомления – Альфа-Банк, МТС Банк, «Ренессанс Кредит», Почта Банк и ЮниКредит Банк. Менеджеры остальных организаций убеждают, что договор можно изучить в офисе непосредственно перед подписанием.

Разумеется, этот аргумент – несостоятельный. Очевидно, что обстановку в отделении сложно назвать комфортной, да и собственных знаний в области финансов гражданину может не хватить, чтобы объективно оценить предлагаемые условия.

Как защитить свои интересы

В законе о потребительском кредитовании прописана норма, в соответствии с которой заемщик не обязан сразу соглашаться на оформление кредитного продукта. Для принятия решения у клиента есть пять рабочих дней, и в течение этого срока банк не имеет права изменять условия договора. К сожалению, далеко не все граждане знакомы со своими законными правами, иначе процент невыгодных кредитов, оформленных в спешке, пошел бы на убыль.

Со своей стороны, Центробанк как регулятор осуществляет превентивный поведенческий надзор над финучреждениями. Среди стандартных методов – проведение мероприятий по принципу «контрольной закупки», изучение каналов дистанционного предоставления кредитов.

Отказ организаций знакомить клиентов с условиями кредитного договора до его подписания и принуждение к сиюминутному заключению сделки также попадают в зону повышенного внимания ЦБ. Так, заемщик, чьи права были нарушены, может направить жалобу в Банк России, и к финучреждению будут применены меры надзорного реагирования.

Комментарии: 0

Ваш комментарий (вопрос)

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор статьи Ольга Пихоцкая
Попович Анна Александровна
Консультант, автор Попович Анна

Ваш комментарий (вопрос):

Ваш адрес email не будет опубликован.