Вернуть украденные мошенниками средства стало сложнее

Россиянам, пострадавшим от действий жуликов, получить обратно похищенные средства удается все реже. Как следует из отчета Центробанка, в I квартале 2022 года злоумышленники похитили у банковских клиентов 3,3 миллиарда рублей, что на 14% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Из этой суммы гражданам вернули всего 204,2 миллиона рублей (6,2%), тогда как в 2021 году – 210 миллионов рублей (7,3%).

Начиная с 2019 года, доля возврата падает, так как люди раскрывают мошенникам персональные данные, тем самым снимая с финансовых учреждений ответственность. При этом сумма украденных средств в целом снизилась, если сравнивать с IV кварталом 2021 года, когда мошенники опустошили кошельки россиян на 4,5 миллиарда рублей.

Сообщается, что возросло и количество операций, проведенных без согласия владельца счета. Так, в I квартале 2022 года было зафиксировано более 258 тысяч подобных транзакций, что на 8,6% больше, чем годом ранее. Как правило, для кражи средств применяются методы социальной инженерии, когда на жертву оказывается психологическое воздействие. В результате человек по собственной воле раскрывает мошенникам банковские данные или переводит средства на их счета.

В указанный период доля таких преступлений несколько снизилась: с 56,2% до 52,5%, но выросла в сравнении с показателями 2021 года (49,4%). Кроме того, мошенники почти в 2 раза чаще стали красть деньги с помощью терминалов и банкоматов: всего было зафиксировано более 30 тысяч эпизодов, тогда как в I квартале 2021 года – более 17 тысяч.

В свою очередь, доля социальной инженерии выросла в 2,1 раза и составила 47,2%. Этот метод принес злоумышленникам 532 миллиона рублей, а жертвам удалось вернуть из них только 13,3 миллиона рублей (2,5% от общей суммы). При этом в 2021 году жертвы обмана получили назад 20,7 миллиона рублей (6,8%) из 305 миллионов рублей, похищенных мошенниками.

Традиционный для злоумышленников способ краж – при помощи мобильного банкинга. Сообщается, что 72% таких преступлений в I квартале произошло с применением социнженерии, а общая сумма украденных средств достигла 1,66 миллиарда рублей. При этом банковские организации вернули клиентам всего 18,3 миллиона рублей (1,1%). Тем не менее, эта сумма выше прошлогоднего показателя, когда в I квартале 2021 года граждане, пострадавшие от рук аферистов, смогли вернуть 16,9 миллионов рублей (1,5% от 1,1 миллиарда рублей).

В это же время через мобильный банкинг злоумышленники украли 147,6 миллиона рублей у юридических лиц, и доля использования методов социнженерии здесь достигла 69,3%. Из этой суммы удалось вернуть 3,7 миллиона рублей, или 2,5%. Для сравнения, в тот же период 2021 года было похищено 562,4 миллиона рублей, из них клиентам было возмещено 6,7 миллиона рублей (1,2%).

Что касается возврата денег по несанкционированным операциям для оплаты в сети Интернет, то в I квартале 2022 года финучреждения вернули 168,7 миллиона рублей, или 17,7% от суммы всех похищенных средств. Годом ранее обманутые граждане получили 166,1 миллиона рублей, или 18,9%.

Как отмечает представитель Центробанка, мошенники часто используют комбинированные сценарии обмана, в основном телефонного. Под вымышленными предлогами жертву вынуждают совершать денежные переводы на счета жуликов, как правило, с использованием терминалов и банкоматов.

В соответствии с действующим законодательством, банки не должны компенсировать украденное, если гражданин добровольно перевел средства на подозрительный счет. Ввиду этого снижается доля возврата, а количество несанкционированных операций – растет.

Банковское сообщество и регулятор пытаются совместно справиться с проблемами социнженерии и возврата похищенных у населения денег, но пока безуспешно. Так, в последние месяцы выстраивается план борьбы с посредниками, счета которых используются мошенниками для обналичивания украденного (т.н. «дропперами»).

17.05.2022 года ЦБ предложил обязать финучреждения приостанавливать на 2 дня зачисление средств на те счета, которые фигурируют в базе данных о денежных переводах без согласия владельца. Оба банка (как отправитель, так и получатель) должны проводить проверку переводов и платежей на признаки мошеннических действий. А право приостановки доступа клиента к дистанционному обслуживанию при денежном переводе на счет из базы ЦБ должно помешать мгновенному выводу средств сразу после их зачисления. В этот «период охлаждения» гражданин получит возможность обдумать свои действия.

В Сбербанке считают, что разработанный механизм противодействия мошенникам не сможет полностью решить проблему, но число случаев хищений средств с помощью социнженерии должно значительно сократиться. Кроме того, применение метода заморозки следует оставить на усмотрение кредитных организаций.

В апреле 2022 года Банк России также рекомендовал финучреждениям ограничивать на время удаленный доступ к тем счетам, которые находятся в базе данных ЦБ, ставить в известность об этом своих клиентов и озвучивать им причину таких действий.

Более того, регулятор разработал схему, при которой граждане могут вернуть средства, украденные с использованием методов социнженерии. Так, банк-отправитель обязан компенсировать убытки клиента, если он получил данные из базы регулятора, но не принял их к сведению и перевел деньги на счет дроппера. Однако на сегодняшний день в банковском сообществе нет четкого понимания, в какой срок гражданин обязан подать заявление и как быстро организация должна вернуть средства.

АРБ, со своей стороны, еще в 2020 году представила законопроект, согласно которому переводы или расходные операции по картам должны блокироваться на 25 дней, если клиент банка подозревает в мошеннических действиях получателя денег.

Механизм выглядит следующим образом: гражданин обращается в кредитную организацию с заявлением в том случае, если без его согласия со счета были списаны средства. Далее финучреждение через ЦБ и ФинЦЕРТ передает данные в банк контрагента, который должен заморозить соответствующую сумму и запросить документы, позволяющие подтвердить легитимность перевода. Если получатель в течение 5 дней не предоставляет доказательства, средства возвращаются отправителю.

По материалам «Ведомостей»

Комментарии: 0

Ваш комментарий (вопрос)

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор статьи Ольга Пихоцкая
Попович Анна Александровна
Консультант, автор Попович Анна

Ваш комментарий (вопрос):

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *