По словам Юрия Воронина, главного финансового уполномоченного, досудебное рассмотрение споров россиян с микрофинансовыми компаниями, которое уже более 6 месяцев осуществляют финансовые уполномоченные, в большинстве случаев заканчивается в пользу заемщиков.
Как известно, в РФ 01.01.2020 года начал действовать новый порядок рассмотрения споров граждан с МФО. Так, до подачи иска к кредитору заемщик должен обратиться к финансовому уполномоченному, рассматривающему споры с суммой требований до 0,5 млн рублей. Финансовые уполномоченные принимают и рассматривают обращения пользователей бесплатно.
Финансовый омбудсмен: кто это и чем занимается →
В I полугодии заемщиками МФО финансовому уполномоченному было направлено 323 обращения. При этом каждое третье дело приходилось на споры, которые связаны с невозвратом кредитору платы за различные дополнительные услуги (страховые продукты, юридическая поддержка, SMS-информирование). Практика показывает, что зачастую согласие заемщика на пользование такими услугами кредитор не получает или получает, нарушив законодательство.
Кроме того, клиенты часто направляли обращения финансовому уполномоченному в связи с несогласием с порядком расчета процентов и с расхождением расчета неустойки. Воронин уточняет, что значительное количество таких требований связано с навязыванием различных дополнительных сервисов (например, страховки) при кредитовании, стоимость которых включается в сумму займа и увеличивает размер начисленных процентов.
Споры с МФО поможет разрешить финансовый уполномоченный →
Также споры связывают с тем, что микрофинансовые организации начисляют проценты за период фактического использования займа по ставке, которая превышает среднерыночное значение полной стоимости кредита (как известно, оно устанавливается Центробанком).
По итогам рассмотрения обращений граждан в отношении микрофинансовых организаций за указанный период было принято 32 решения, причем в 75% случаях требования заемщиков МФО были удовлетворены. Кроме того, часто кредиторы в добровольном порядке идут навстречу потребителям, не ожидая решения финансового уполномоченного.
Также сообщается, что 108 обращений не удалось принять к рассмотрению, поскольку заявителями был нарушен претензионный порядок, они первым делом не обратились к МФО с претензией.
Рекомендации клиентам МФО от Роспотребнадзора →
Комментарии: 0