В IV квартале 2022 года Центробанк зафиксировал максимальное за полтора года число жалоб граждан на мисселинг. Правозащитники также отмечают, что перечень навязываемых россиянам продуктов расширился, а доля мисселинга в их обращениях – выросла. Если банки не оставят попыток заработать на наивности клиентов, регулятору придется прибегнуть к жестким мерам.
Эльвира Набиуллина подчеркнула, что в острый период кризиса кредитные организации продемонстрировали высокий уровень ответственности при работе с гражданами, но со временем вернулись к использованию недопустимых практик. В этой связи ЦБ оставляет за собой право заставлять банкиров выкупать у клиентов продукты, которые были проданы им с нарушениями.
По информации Банка России, количество жалоб от граждан на услуги, навязанные финучреждениями, с конца 2020 года планомерно снижалось. Если в 2021 году показатель находился на уровне 5,6 тысячи обращений, то в следующем году он уменьшился до 5,1 тысячи. Но в III квартале 2022 года начался рост показателя, и в IV квартале он составил 1,4 тысячи обращений – рекордное значение за последние 6 кварталов.
В ОНФ «За права заемщика» отмечают, что более 56% всех жалоб, принятых организацией, касаются недобросовестных продаж (в частности, мисселинга). Также заметно расширился перечень претензий россиян. Так, еще недавно пользователи в основном жаловались на то, что им навязывают страховки (кредитные или имущества) при совершении почтовых переводов и оплате услуг ЖКХ, а также предлагают паи ПИФов, полисы НСЖ и ИСЖ вместо вкладов.
Но уже в 2022 году список пополнился антимошенническими страховками, программами юридического сопровождения, услугой автоплатежа с обязательными комиссиями. Кроме того, вместо привычных дебетовых карт банки начали предлагать карточные продукты с различными программами лояльности.
Как считают в ОНФ, рынок не торопится реагировать на предупреждения ЦБ, что подтверждается цифрами. Следовательно, защитить потребителей сможет только ужесточение контроля и применение практики выкупа тех продуктов, которые были навязаны гражданам.
С целью противодействия мисселингу АБР совместно с регулятором в 2019 году разработали единый стандарт предоставления банковских услуг. На добровольных началах к инициативе присоединились 20 кредитных учреждений. Несмотря на то, что объединение не может заставить банкиров выполнять правила и наказывать за их нарушение, предание таких фактов огласке может испортить деловую репутацию, и последствия окажутся куда серьезнее материального ущерба.
Чтобы обезопасить себя от мисселинга, юристы советуют россиянам не терять бдительность при подписании договора. Наибольшие трудности могут возникнуть с дополнительным страхованием, поскольку его стоимость зачастую превышает прочие издержки по обслуживанию кредита. Теоретически, от этой услуги можно отказаться, но в таком случае процентная ставка может существенно возрасти.
По словам экспертов, клиент не только может вернуть средства, потраченные на навязанную услугу или банковский продукт, но и получить компенсацию за моральный ущерб. В этом случае фактом нарушения прав потребителей становится отказ банка в возврате денег, если гражданин не хочет пользоваться навязанной услугой.
С другой стороны, опросы показали, что 9 из 10 россиян считают, что перед подписанием различных договоров их нужно внимательно изучить, но в действительности только 52% потребителей удается это сделать. По словам специалистов, в банковских отделениях созданы такие условия, в которых клиентам психологически некомфортно внимательно читать условия и тратить на это время.
По материалам издания «Коммерсант»
Комментарии: 0