Центробанк выявил новую схему мошенничества с QR-кодами

Новая схема обмана, построенная на использовании QR-кодов, выявлена Банком России. Для размещения объявлений, содержащих двухмерный штрихкод, злоумышленники выбирают общественные места, а приманкой является обещание социальных выплат.

Центробанк выявил новую схему мошенничества с QR-кодами
Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор Бробанк.ру Ольга Пихоцкая
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@brobank.ru Открыть профиль

Как известно, жулики умело используют актуальную повестку и оперативно реагируют на все изменения в общественной жизни, поэтому простым гражданам бывает нелегко распознать обман. Тем не менее, регулятор предупреждает, что все многообразие мошеннических сценариев сводится к двум базовым схемам: либо запугивание (потеря средств, уголовное преследование, оформление банковской ссуды на имя гражданина), либо заманчивые предложения (бонусы, скидки, неожиданная выплата денег).

Очередной мошеннический сценарий построен на интересе людей к техническим новинкам. В объявлении всем желающим предлагают бесплатно получить консультацию по поводу некой «гарантированной выплаты пособия». Если гражданин отсканирует QR-код, то попадет в чат-бот мессенджера и получит уведомление о том, что ему на самом деле положена выплата.

Перечень предлагаемых «пособий» призван привлечь как можно большее количество потенциальных жертв. В объявлениях можно встретить обещания выплат социально незащищенным категориям населения, семьям с детьми, студентам и т.д. Далее у гражданина запрашивают персональные и финансовые данные, якобы необходимые для оформления «выплаты». На самом деле эти сведения мошенники используют для хищения средств с банковской карты.

Объявления с QR-кодами можно встретить в тех местах, где они бросаются в глаза, но проконтролировать их размещение довольно сложно (стены зданий, остановки общественного транспорта, парковки, подъезды жилых домов).

По словам представителя ЦБ, ранее мошенниками непосредственно на асфальте размещалась реклама и номера контактных телефонов. Сейчас же пользователи мобильных устройств в большей степени доверяют чат-ботам, так как у них возникает иллюзия контакта с официальным ведомством посредством автоматического сервиса.

Чтобы защитить россиян от мошенников, регулятор планирует внедрить так называемый «период охлаждения»: в течение двух дней переводы, признанные подозрительными, совершаться не будут (банк приостановит их проведение).

Временная «заморозка» транзакции необходима, чтобы клиент получил возможность спокойно обдумать происходящее и осознать, что принимает решение под внешним давлением. Тем более, что аферисты бывают весьма убедительны, а в их арсенале – достаточно аргументов для того, чтобы человек безропотно расстался со своими деньгами. Два дня – достаточный срок, чтобы потенциальная жертва либо кто-то из ее близких заподозрили подвох.

Законопроект, в котором прописаны эти нормы, уже одобрен заинтересованными ведомствами и в ближайшее время должен быть принят в первом чтении. Также документ содержит инициативу, согласно которой банк обязан возвращать деньги, похищенные у клиента.

В случае, если организация получила сведения из базы ЦБ о фактах и попытках несанкционированного перевода денег, но не учла эту информацию в своих бизнес-процессах, и перевод на сомнительный счет все же был совершен, то похищенные средства должны быть возвращены клиенту в течение тридцати дней в полном объеме.

По материалам «Известий»

Комментарии: 0