В ходе проверок, которые проводятся надзорными органами в сетях супермаркетов и гастрономах, всплывают разного рода нарушения. Их число в первом квартале 2023 года выросло более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. К такому выводу пришла организация «Общественная потребительская инициатива», изучив данные единого реестра проверок Генеральной прокуратуры.
Рейтинг нарушителей
Наибольшее количество нарушений было выявлено в федеральной торговой сети «Светофор», где рост составил 1000%. Ненамного отстала от «лидера» сеть «Красное & Белое» с показателем в 975%. Третье место поделили между собой «Ашан», «Лента» и «Бристоль» (264%, 248% и 245% соответственно). Рост нарушений в «Дикси» составил 160%, в «Перекрестке» — 159%, в «Магните» — 156%, в «О’кей» — 142%, в «Пятерочке» — 116%, а в METRO – 100%. По сравнению с остальными в сети «ВкусВилл» дела обстоят гораздо лучше: здесь число нарушений выросло только на 89%.
По наблюдениям ОПИ, чаще всего встречаются следующие недочеты:
- разная стоимость товара на полке магазина и на кассе;
- продукты, испорченные из-за неправильного температурного режима, поврежденной или отсутствующей упаковки, пренебрежения правилами товарного соседства;
- реализация продукции с истекшим сроком годности и отсутствие информации о ней.
Например, проверка 24 столичных магазинов сети «Светофор» в апреле 2023 года выявила несоответствие санитарным нормам и торговлю просроченными и фальсифицированными товарами. По результатам рейдов точкам продажи вынесли 6 предостережений и 36 рекомендаций, а материалы проверок были переданы в прокуратуру.
Массовое явление
Покупатели могут столкнуться с антисанитарией, фальсификатом, просрочкой и иными нарушениями практически в каждой крупной сети. При этом в магазинах экономкласса недочеты встречаются намного чаще, чем в премиальных торговых точках.
Виртуальная приемная Роспотребнадзора регулярно принимает жалобы от потребителей, многие из которых сопровождаются фотографиями с доказательствами нарушений. Так, с начала 2023 года большинство претензий предъявлялось к следующим магазинам:
- «Пятерочка»: плохое обслуживание, не все товары сопровождаются ценниками, при списании бонусных баллов возникают проблемы;
- «Магнит»: продукты с истекшим сроком годности, черви в конфетах, грубое обслуживание, расхождение цен в чеках и на кассе;
- «Дикси»: антисанитария, обслуживание в грубой форме, просроченные продукты.
Кредитные карты с кешбэком за покупки →
Лучше не будет
По мнению экспертов, число нарушений растет катастрофическими темпами из-за моратория на проверки. Эта мера, введенная в начале 2022 года для поддержки отечественного бизнеса, стала расслабляющим фактором для ритейлеров в контексте соблюдения норм и требований.
Кроме того, нарушителям не страшны проверки, так как размеры штрафов, ранее исчисляющиеся сотнями тысяч рублей, сменились сейчас стандартными предупреждениями.
Выходом из сложившейся ситуации может стать отмена моратория на проверки в тех сферах, которые предполагают повышенные риски. Это – производство и реализация пищевых продуктов. Также эксперты предлагают ужесточить санкции за фальсификацию товаров и ограничить недобросовестным производителям доступ к торговым сетям и госзакупкам.
По материалам «Известий»
Комментарии: 0