Банки усиливают защиту пенсионеров от мошенников

Российские финучреждения приступили к оптимизации собственных антифрод-систем для максимальной защиты клиентов преклонного возраста от действий злоумышленников. Это связано с тем, что категория граждан старше 50 лет особенно уязвима. По оценкам регулятора, почти каждый второй случай кибермошенничества приходится на пожилых клиентов.

Банки усиливают защиту пенсионеров от мошенников
Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор Бробанк.ру Ольга Пихоцкая
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@brobank.ru Открыть профиль

Что предлагают банки

В Московском кредитном банке сообщают, что в текущем году была внедрена специальная антифрод-система, позволяющая свести к минимуму риски мошенничества в отношении банковских клиентов-пенсионеров. Теперь подозрительной будет считаться операция, когда возрастной вкладчик снимает средства со своего депозита досрочно, теряя начисленные проценты.

Как правило, пожилые люди закрывают вклады раньше срока под влиянием мошенников, которые рассказывают истории о проведении спецоперации, задержании преступников-банковских служащих и т.п. Зачастую жертвы злоумышленников забирают все деньги, чтобы положить их на «безопасный счет», который на самом деле принадлежит жуликам.

По словам представителей ВТБ, банк также использует дополнительные алгоритмы, позволяющие выявить потенциально рискованные операции со счетами граждан пенсионного возраста. Кроме того, ведется создание специального льготного тарифа сотовой связи «ВТБ Мобайл» для пожилых лиц, который будет обеспечивать защиту от злоумышленников и нежелательных списаний денежных средств.

Абсолют Банк также внедрил в свою антифрод-систему специальные правила для анализа транзакций клиентов преклонного возраста. Так, при совершении нетипичной операции будет требоваться дополнительная верификация.

Особые алгоритмы выявления подозрительных операций, учитывающие возраст клиента, используют в Росбанке и Ак Барс Банке.

В свою очередь, сотрудники службы безопасности УБРиР свяжутся с пожилым пользователем, если антифрод-система финучреждения сочтет проводимую операцию подозрительной. С помощью уточняющих вопросов оператор сможет узнать, действительно ли клиент инициировал платеж. Аналогичным образом работают антифрод-системы Экспобанка и Банка «Зенит».

Мнение экспертов

В Центробанке считают, что кредитные организации должны настроить работу собственных антифрод-систем так, чтобы защитить интересы абсолютно всех своих клиентов, независимо от их возраста.

По словам представителя группы компаний RTM Group, в нашей стране действия людей преклонного возраста со своими счетами имеют четкие особенности. Их можно выделить в отдельную категорию и настроить банковские системы мониторинга на обнаружение нетипичных транзакций. Если при этом будет учитываться история поведения клиента за продолжительное время, то вероятность обмана будет существенно снижена.

По мнению экспертов, недостаточно просто выявлять рискованные операции. Необходимо создать скрипт переубеждения клиента, ставшего жертвой методов социальной инженерии.

Так, зачастую мошенники убеждают пожилых клиентов, что именно они являются настоящими работниками службы безопасности, а сотрудники банка находятся в «разработке». Жертва получает конкретные инструкции, как вести себя и что говорить в отделении или по телефону горячей линии, чтобы не вызвать подозрение. Поэтому банк должен найти способы убедить клиента отказаться от совершения той или иной операции по требованию «правоохранительных органов».

Комментарии: 0