БКИ должны получать от банков информацию о ссудах в онлайн-режиме

В целях противодействия кредитному мошенничеству Центробанк выступил с предложением обязать финансовые учреждения передавать в бюро кредитных историй сведения о займах в режиме реального времени.

Несмотря на то, что в последние месяцы регулятор отмечает некоторое уменьшение размеров ущерба, который причиняют россиянам «социальные инженеры», в целом ситуация в лучшую сторону не меняется.

Артем Сычев, первый замглавы департамента информационной безопасности Банка России, в кулуарах форума Antifraud рассказал, что далеко не все случаи обмана граждан с помощью методов социальной инженерии сразу попадают в статистику ЦБ. Речь идет, в частности, о таких схемах, при которых злоумышленники склоняют жертву к оформлению нескольких кредитов одновременно в разных организациях с последующим переводом средств на их счет. Это – типичный пример использования методов социальной инженерии, но в аналитическом отчете он отражен не будет, так как подобные платежи не являются прямыми (жертва не перечисляет средства напрямую со своего счета).

Также Сычев отметил, что сведения о предоставленном кредите должны передаваться в БКИ в онлайн-режиме, непосредственно после зачисления средств на банковский счет заемщика. В этом случае банк, в который клиент может направиться за следующим займом, будет располагать информацией о заключенном недавно кредитном договоре и не одобрит новый кредит. Благодаря этому финучреждения снизят риск невозврата, а граждане смогут защититься от повышения долговой нагрузки.

На сегодняшний день закон обязывает кредиторов передавать информацию в БКИ не позже 5 рабочих дней с момента предоставления займа. В 2022 году этот срок планируют сократить до 3 дней, а в 2024 году – до 2 дней.

Как сообщают в Объединенном кредитном бюро, некоторые банки подают сведения ежедневно, но в большинстве случаев процесс занимает 2-3 дня. Так или иначе, сокращение срока передачи данных будет способствовать защите как от социальной инженерии, так и от прочих видов кредитных афер.

Бюро кредитных историй Эквифакс не против работы в предложенном режиме. НБКИ, со своей стороны, отстаивает противоположную позицию. На данный момент сервисы компании в онлайн-режиме фиксируют заявки с предварительным оповещением как кредиторов, так и потребителей. Но работу подобных сервисов бюро рассматривает, скорее, как вспомогательный, а не основной элемент в борьбе с мошенничеством. Так, основные меры должны внедрять регулятор и кредитные организации.

В банках же считают, что количество подтвержденных случаев обмана граждан может пойти на спад, если сведения о выданных займах будут передаваться в БКИ более оперативно. При этом существует дилемма в виде первой заявки, которая обычно не вызывает подозрений, в отличие от повторных обращений за кредитом. А мера, предложенная Банком России, не сможет остановить жуликов, учитывая уровень их технической оснащенности.

Кроме того, финучреждения сталкиваются с определенными сложностями из-за невозможности получать из БКИ актуальную информацию о выданных займах. В результате растет количество как мошеннических действий, так и злоупотребления со стороны граждан, которые могут оформлять несколько кредитов одновременно.

По материалам «Ведомостей»

Комментарии: 0

Ваш комментарий (вопрос)

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор статьи Ольга Пихоцкая
Попович Анна Александровна
Консультант, автор Попович Анна

Ваш комментарий (вопрос):

Ваш адрес email не будет опубликован.