Центробанк: основные виды недобросовестного поведения участников финрынка

Регулятор систематизировал распространенные виды недобросовестных практик на финрынке и предложил использовать для них единые определения и термины. По мнению экспертов, это поможет участникам рынка и Центробанку обсуждать вопросы защиты прав потребителей на одном языке, а, следовательно, более эффективно.

Центробанк: основные виды недобросовестного поведения участников финрынка
Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор Бробанк.ру Ольга Пихоцкая
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@brobank.ru Открыть профиль

Разнообразные способы введения потребителей и инвесторов в заблуждение обозначают термином «мисселинг» (misselling). Но сам по себе этот термин означает продажу какого-либо финансового продукта под видом другого и является только одним из пяти самых популярных вариантов непорядочного поведения.

Для различных недобросовестных практик общим термином является «ненадлежащее поведение» (misconduct), которое в конкретной ситуации может включать несколько вариантов недобросовестных практик.

Чтобы не испытывать сложностей при обсуждении связанных с защитой потребителей вопросов и избежать терминологической неопределенности, регулятор рекомендует использовать унифицированные определения недобросовестных практик.

  1. Misinforming (недобросовестное информирование) – искажение, предоставление пользователю неполной информации о финансовой услуге или продукте, навязывание услуг и продуктов без ознакомления клиента с документами, умалчивание существенной информации.
  2. Unsuitable selling (продажа неподходящих продуктов) – реализация продуктов уязвимым и социально незащищенным категориям клиентов, предложение сложных финансовых продуктов гражданам, которые не обладают достаточными знаниями и опытом.
  3. Mispricing (непрозрачное ценообразование) – введение в заблуждение касательно размера комиссии, стоимости финансовых продуктов и услуг, предложение услуг и продуктов с непрозрачными и скрытыми комиссиями, навязывание тех или иных продуктов с целью начисления дополнительной комиссии.
  4. Tied selling (связанная продажа) – ситуация, при которой компания предоставляет финансовый продукт или услугу только в том случае, если клиент приобретает дополнительную услугу или продукт (обязательное пенсионное страхование при получении займа, заключение брокерских и депозитарных договоров совместно с подписанием договора на банковское обслуживание, платная юридическая поддержка при получении потребительского кредита).
  5. Misselling (подмена продукта) – предложение одной финансовой услуги или продукта под видом другой (комбинированный, инвестиционный или страховой продукт преподносится под видом банковского депозита; оказание услуг компанией, которая не имеет соответствующей лицензии ЦБ РФ).

Комментарии: 0