ЭЦП — что это такое

Аббревиатура ЭЦП встречается в местах, где речь идет об оформлении каких-то документов, подписании договоров, передачи властям информации. И в последнее время все чаще возникают вопросы, что это такое. Ответим на них максимально подробно простыми словами.

ЭЦП - что это такое
Калимулина Ирина Александровна (Русанова)
Автор Бробанк.ру Ирина Калимулина
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению "Банковское дело". С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю "Финансы и кредит". Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru Открыть профиль

ЭЦП — что это и расшифровка. Где применяется ЭЦП, ее использование физическими и юридическими лицами. Квалифицированные и неквалифицированные ЭЦП, где и как они выдаются, что такое токен. Рассмотрим все максимально подробно на Бробанк.ру.

Что такое ЭЦП

Это электронная цифровая подпись, которая чаще всего используется при дистанционном формате документооборота. Она актуальна как для представителей бизнеса, так и для простых физических лиц. Многие юрлица уже давно используют ЭЦП в своей работе, так как она упрощает деятельность. Физлица только недавно начали осваивать этот удобный инструмент.

Если рассматривать, что такое ЭЦП для физических лиц, то это аналог обычной подписи. Например, гражданину нужно подать какое-то заявление в Росреестр. В стандартной ситуации он посещает этот орган лично, где составляет заявление и подписывает его. Если же у человека есть ЭЦП, он может составить заявление самостоятельно, подписать его своей электронной подписью и отправить на определенный электронный адрес. Оно также будет принято к рассмотрению.

Теоретически все государственные органы должны принимать электронные документы, заверенные личной ЭЦП обратившегося. Но на практике пока что процесс не налажен, многие госслужащие еще не умеют работать с документами и подписями такого формата. Но это вопрос времени.

ЭЦП является удобной функцией как для физических, так и для юридических лиц

По сути, ЭЦП — это сгенерированный файл, прикрепляемый к основному документу, который куда-то отправляется дистанционно. Этот файл говорит о том, кто является владельцем этой подписи. По факту подписать документ таким образом может только владелец ЭЦП. Поэтому такой вариант подачи обращения и аналогичен обычной рукописной подписи.

Закон об электронной подписи

Электронной подписи посвящен Федеральный Закон № 63 от 2011 года. Он отвечает за правовое регулирования создания и использование ЭЦП, рассказывает о принципах использования и видах подписи. Также в нем говорится об удостоверяющих центрах, которые создают и выдают ЭЦП.

В Статье 2 63-ФЗ раскрываются основные понятия, которые касаются этой подписи:

  • электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединяется к документу при его подписании. Она идентифицирует лицо, которое подписывает документ;
  • сертификат ключа проверки ЭП — это электронный или обычный документ, выданный владельцу ЭЦП, который подтверждает, что она принадлежит этому лицу;
  • ключ ЭЦП — это уникальная последовательность символов, которая и создает электронную подпись.

При оформлении электронной подписи в удостоверяющем центре гражданин или юрлицо получает инструкцию по использованию этого инструмента. Потребуется установка специальных программ на устройство, с которого будет применяться ЭЦП. Также может быть предложен выпуск отдельного переносного токена, который выглядит как флешка.

Токен для ЭЦП — что это

Электронная цифровая подпись может существовать как файл сертификата, который сохраняется на устройство владельца. После этого гражданин сможет создавать на этом устройстве электронные документы в том же Ворде, подписывать их ЭЦП и отправлять куда нужно по электронной почте.

Если речь о физическом лице, ему вполне достаточно стандартной установки сертификата ЭП на устройство, с которого и будет выполняться управление печатью. Но если речь о представителе бизнеса, такой формат работы с ЭЦП не совсем удобен и уместен:

  • есть необходимость использования ЭП на разных устройствах без обязательного сохранения в них сертификата и спецпрограмм;
  • есть необходимость обезопасить свою ЭЦП на случай кражи устройства.

Поэтому для удобства и более безопасного ведения бизнеса предприниматели стандартно приобретают для хранения сертификата электронной подписи специальные токены. При желании этим способом хранения могут воспользоваться и физические лица.

Токен — это устройство, которое напоминает флешку, на него записывается ЭЦП. Получается, что владелец печати может вставить токен в любое устройство и подписать с него документ или подать заявление. Но при этом действие защищено паролем, который знает только собственник токена с ЭЦП. То есть если кто-то найдет или украдет токен, он не сможет им воспользоваться.

При помощи токена можно подписать документ или подать заявление с любого устройства

Токены для сертификатов ЭЦП бывают разных видов, при оформлении в удостоверяющем центре помогут определиться, какой нужен именно вам. Токены продаются в УЦ, в ФНС, их можно купить на маркетплейсах, цена вопроса — 1000-2000 рублей.

Простая и усиленная ЭЦП

Электронная цифровая подпись делится на виды, которые описаны в Статье 5 63-ФЗ. Если рассматривать, что такое простая ЭЦП, то это знакомо всем. Это упрощенная идентификация личности путем ввода логина и пароля или путем ввода кода, присланного на мобильный, привязанный к сервису. По сути, к подписанию документов и выполнению юридических действий простая ЭП не имеет никакого отношения.

Стандартно речь идет об усиленной ЭЦП, которая может быть неквалифицированной и квалифицированной. Полноценной, подходящей для дистанционной работы, является именно второй вариант, который обычно и оформляют граждане, ИП и юрлица в удостоверяющих центрах.

Неквалифицированная ЭП может быть создана без удостоверяющего центра, но ее можно использовать только внутри компании или с контрагентами по договоренности с ними. Для взаимодействия с госорганами, для участия в закупках нужна квалифицированная подпись.

Как происходит выдача ЭЦП

Если речь об ИП или юридическом лице, то часто свои услуги по оформлению электронной подписи предлагают обслуживающие банки. Сейчас вести бизнес без ЭЦП все сложнее.

Например, оформить ЭЦП можно через банк ВТБ. Если клиент находится на РКО, для него услуга оказывается бесплатной. Оформление проходит в офисе банка, клиенту при себе нужно иметь ИНН, СНИЛС и ОГРН. В налоговую ходить не надо, банк все зарегистрирует сам. Клиент по итогу получит токен с записанным сертификатом.

С ЭЦП предприниматель может удаленно подавать отчетность в ФНС, участвовать в торгах, пользоваться сервисами государственных органов, вести документооборот и пр.

Физическому лицу нужно обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров. С их перечнем можно ознакомиться на сайте Министерства цифрового развития — актуальный файл на этой странице.

Например, гражданин может воспользоваться услугами компании Контур. Он подает заявку на сайте, ждет звонка менеджера. Клиенту выставляют счет и сообщают, какие документы нужно предоставить. Он загружает их в личный кабинет или предоставляет в офис удостоверяющего центра. Проверка и изготовление ЭЦП длятся 1-2 дня, после сертификат с инструкцией по установке или токен с записанным сертификатом выдаются в офисе или доставляются курьером.

Ознакомиться со списком аккредитованных удостоверяющих центров можно на сайте Министерства цифрового развития

Обратите внимание, ЭЦП выдается на определенный срок, например, на 1 год. После нужно платить за ее продление. Это актуально и для физлиц, и для предпринимателей.

Физлицо с помощью ЭЦП может заключать дистанционно договора ДДУ, заказывать выписки из ЕГРН, регистрировать недвижимость в собственность, регистрировать ИП или ООО, подавать документы на поступление в ВУЗ, подписывать трудовые договора, заключать брак и регистрировать развод, отправлять заявления на получение загранпаспорта и водительских прав и пр.

Частые вопросы

ЭЦП для ИП - что это?
Это квалифицированная электронная подпись, с помощью которой предприниматель может участвовать в торгах, подавать отчеты в ФНС, обмениваться электронными документами с госорганами.
ЭЦП - что это такое простыми словами?
Это электронная подпись гражданина или представителя бизнеса, с помощью которой можно подписывать документы и отправлять их онлайн в различные ведомства. Это аналог обычной подписи.
Криптопро ЭЦП - что это?
Это специальный плагин, который необходим для создания электронной подписи на онлайн-документах. Как им пользоваться - расскажут в удостоверяющем центре.
ЭЦП ИП и физического лица, разные или одинаковые?
Одинаковые. Единственное отличие - если ЭП оформляется ИП, в подпись вносится информация из ЕГРИП. В итоге, например, при наличии ЭЦП физлицо можно подать отчет в ФНС по ИП, которое оформлено на это же лицо. Но уже идет речь о разделении, возможно, вскоре так делать будет нельзя.
Сертификат ЭЦП - что это?
Электронный или бумажный документ, который несет информацию о владельце конкретной ЭЦП. Информация обо всех выданных сертификатах хранится в специальном реестре.
Закрытый ключ электронной цифровой подписи ЭЦП - это что?
Определенный набор символов, после введения которых и создается электронная подпись на документе. Доступ к закрытому ключу есть только у владельца ЭП.
УКЭП и ЭЦП это одно и тоже?
УКЭП - это вид ЭЦП. Это усиленная квалифицированная подпись, которая чаще всего и оформляется гражданами и предпринимателями, она имеет наибольшую юридическую силу.

Источники:

  1. КонсультантПлюс: Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ.

Комментарии: 0