Фондирование — что это такое

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги.

Термин «фондирование» нередко фигурирует в новостях связанных с экономикой, бизнесом и банками, но что он означает ясно далеко не всем. Кроме того из-за частоты применения в нескольких направлениях понятие размывается и утрачивает конкретику.

Фондирование – что это такое и как оно связано с банками и бизнесом, разобрался Бробанк.

Что такое фондирование

Фондирование – понятие, которое применяют в нескольких сферах. Его используют для обозначения совокупности нескольких элементов, объединенных по одному признаку. Но чаще всего термин связывают с банковским сектором.

Фондирование отличается в зависимости от признака объединяемых объектов:

  1. Фондирование документов – относится к архивированию документальных носителей в фонды и коллекции.
  2. Личное фондирование – подразумевает накопление ресурсов и капитала для индивидуального использования.
  3. Государственное фондирование – означает консолидацию ресурсов для обеспечения страны и населения.

Если речь идет о плановой экономике, под фондированием подразумевают перераспределение недостающих ресурсов между отраслями или предприятиями, согласно установленному плану.

В современных реалиях фондирование в основном ассоциируют с банковским сектором, предпринимательством, ценообразованием в банках и управлением затратами в компаниях.

Фондирование для банков означает процесс привлечения ресурсов (фондов) для обеспечения основной деятельности.

Фондирование для банков - это процесс привлечения фондов для обеспечения основной деятельности

Особенности банковского фондирования

Главная цель любого бизнеса – получение прибыли. Она складывается из разницы между ценой реализуемой продукции и себестоимостью.

Активы и пассивы у банков, в отличие от производственных предприятий состоят из денег. Активы могут находиться в кредитах выданных клиентам, ценных бумагах, драгметаллах, кассовой наличности и т.д. А пассивы выражены уставным капиталом, деньгами на счетах клиентов, процентами от выданных займов и вложенных инвестиций, полученными кредитами на межбанковском рынке и другими ресурсами. В итоге себестоимость банковской услуги зависит от цены привлеченного источника.

За пользование привлеченными фондами банк платит владельцу ресурса. Это учитывается в расходах банка. В итоге главная задача банка для эффективной работы – «купить» денежные средства как можно дешевле, а продать своим клиентам как можно дороже.

Источники фондирования в банках

У банков несколько источников фондирования:

  • деньги, размещенные на счетах и вкладах физических и юридических лиц;
  • средства, заимствованные на отечественных и международных фондовых рынках;
  • межбанковские кредиты;
  • облигации и еврооблигации;
  • целевое финансирование от акционеров, банков развития и малого предпринимательства.

Все источники отличают разной доступностью. Легче всего распоряжаться средствами, хранимыми на расчетных, текущих и депозитных счетах клиентов. При этом банк подписывает с владельцем средств договор на их использование в момент открытия счета. Поэтому компания затрачивает минимум времени на дополнительные согласования.

Срочность

По продолжительности источники фондирования банком делятся на:

  • долгосрочные, если они были взяты на фондовых рынках, у Центробанка или других банков;
  • краткосрочные, если средства взяты со счетов клиентов банка.

Для стабильности работы банка в структуре источников фондирования должен быть соблюден баланс привлеченных ресурсов и активов. Например, если основным ресурсом будут выбраны вклады физических лиц, это может привести к банкротству организации, если одновременно все вкладчики захотят закрыть депозиты. Банк по закону обязан вернуть деньги с вклада по первому требованию. Поэтому наличность на счетах клиентов обладает критическим недостатком – ограниченным сроком. В связи с этим их можно направлять только на выдачу краткосрочных кредитов. В то же время межбанковские кредиты или займы на фондовых биржах могут быть оформлены на годы и даже десятки лет.

Стоимость

Все источники фондирования банка условно делят на:

  • дешевые;
  • дорогие.

Дешевизна или дороговизна ресурса зависит от величины процентов, которые следует внести за пользование деньгами, в сравнении со средней ценой по рынку. Самый дорогой и рискованный источник – деньги вкладчиков, потому что в этом сегменте конкуренция банков жестче всего. Для привлечения новых вкладчиков банку приходится завышать процентные ставки по депозитам. Это приводит к снижению доходности и провоцирует банк на очередные затраты на привлечение очередного потока клиентов для исполнения всех обязательств. Такое поведение более свойственно молодым или мелким банкам.

Крупные игроки очень редко ввязываются в «борьбу» за деньги вкладчиков, которая очень схожа по признакам с финансовой пирамидой. Известным и устойчивым банкам доступны более дешевые межбанковские кредиты, поэтому они используют их. Однако перевес в пользу только межбанковских кредитов может сделать банк уязвимым в периоды экономической нестабильности. Поэтому финансовые компании стараются сочетать все источники фондирования.

Для эффективной работы и получения прибыли от кредита, выданного клиенту по ставке 8% на 1 год банк должен суметь найти источник стоимостью дешевле 8% и длительностью больше 1 года.

Если пренебречь таким правилом, можно накопить много «дешевых», но краткосрочных фондов. Банк не сможет предоставлять долгосрочные кредиты и станет неустойчивым из-за некачественного менеджмента. При правильном планировании активные операции сегментируют на краткосрочные, долгосрочные, дешевые и дорогие с указанием конкретных сумм, и уже под них подыскивают источники фондирования.

Источники фондирования делят на краткосрочные, долгосрочные, дешевые и дорогие

Ставка фондирования

При анализе структуры фондирования пристального внимания заслуживают срочность и стоимость привлеченных средств. По-другому эту стоимость называют «ставка фондирования». Подсчет ставки производят для каждой сделки, с учетом срочности ресурсов и требуемого уровня доходности. Ставку фондирования рассчитывают как для расходных, так и для приходных операций. Такие действия предпринимают, чтобы при установлении процентной ставки по кредитам и депозитам, были утверждены показатели, которые принесут прибыль, а не убыток.

Методы расчета ставки фондирования зависят от нескольких показателей:

  • рыночных индикаторов;
  • стоимости источников;
  • оценки экспертов;
  • произведенных внутренних расчетов;
  • типа банковского продукта – с фиксированной или плавающей ставкой или сроком.

Ставки фондирования устанавливают для разных периодов:

  • недели – 1,2,3;
  • месяцы – 1,2,3 вплоть до 11;
  • среднесрочные периоды в годах – 1 год, 1,5 года, 2, 2,5 и 3 года;
  • долгосрочные в годах – 5,7, 10, 15, 20, 25 и 30 лет.

Если продолжительность сделки не попадает ни в один из приведенных вариантов, ставку фондирования считают:

  1. Исходя из операций, которые направлены на привлечение ресурсов. В основу будет взят период, который предшествует ему и ближе всего к планируемому. Например, при сроке сделки 8 лет, воспользуются ставкой для 7 лет, а для периода сделки в 1,4 месяца, в основу положат ставку фондирования на год.
  2. Исходя из банковских операций, которые связаны с размещением привлеченных ресурсов. В этом случае в основу закладывают ближайшее большее значение. Например, заем выдают на срок до 5,5 месяцев, для подсчета возьмут ставку для полугодового периода.

В итоге получается, что подсчет ставки фондирования в конкретной кредитной организации отражает конечную себестоимость банковского продукта или услуги. Поэтому скрупулезный подсчет ставки напрямую влияет на то, получит банк прибыль или убытки.

Коэффициент фондирования показывает отношение активов к пассивам и отражает его эффективность. Желательно, чтобы этот показатель был больше 1. Тогда он показывает, что активные операции позволяют получать стабильную прибыль для покрытия расходов на финансирование источников фондирования.

Коэффициент фондирования показывает отношение активов к пассивам и отражает его эффективность

Как источники фондирования влияют на ценообразование

Фондирование оказывает существенное влияние на ценообразование в банковской сфере. Аналитики вычитывают какие цены устанавливать на услуги, чтобы суметь конкурировать на рынке, и не получить отрицательный финансовый результат от заключенных сделок. Поэтому себестоимость будет высчитана на основе ставки фондирования, а в цену добавят маржу банка, которую он заработает при обслуживании клиентов. В итоге маржа кредитной организации зависит от эффективности привлеченных средств и правильности их размещения.

Финансовые компании сталкивают с несколькими видами рисков при установлении цены на банковские продукты и услуги :

  1. Потеря ликвидности. Если привлеченные ресурсы утратят ликвидность, те есть возможность быстро окупаться, компании придется снизить объем проводимых сделок. В особо кризисных ситуациях придется и вовсе приостановить одно из направлений деятельности. Например, временное снижение объемов кредитования или привлечения депозитов.
  2. Процентный риск. Когда Центробанк РФ резко повышает или понижает ключевую ставку или ставку фондирования у банков меняются затраты на выплату процентов по депозитам и доходы от выданных кредитов. В частности, недавнее падение ключевой ставки до уровня 4,25% повлияло на желание банков работать с льготной ипотекой по ставке 6,5%. Теперь разница, которую компенсирует ЦБ РФ банкам, стала меньше и это снизило выгоду банков по этому направлению. В момент запуска льготной ипотеки ключевая ставка была установлена на уровне 5,5%. Однако независимые эксперты до сих пор считают, что стоимость фондирования для банков по этому виду ипотечного кредитования осталась на уровне февраля-марта 2020 года.
  3. Валютный риск. Этот вид риска возникает в том случае, когда в структуре активов и пассивов банка много иностранной валюты. При колебании курсов основной инвалюты в структуре возникнет нестабильность финансовой компании.

В итоге любой из этих рисков может оказать влияние на ставку фондирования и итоговую стоимость предложений банков.

Раскрытие информации о фондировании

Привлечение ресурсов для банков – постоянный процесс, который нельзя недооценивать. Новые фонды помогают стабилизировать финансовую деятельность кредитной организации. Кроме того структура источников фондирования должна быть сбалансированной, чтобы падение ликвидности какого-то одного ресурса не обвалило деятельность всей компании.

Российские банки не разглашают данных об источниках фондирования. Найти какую-то часть информации о структуре источников можно в разделах для акционеров или инвесторов. Хотя обычный гражданин, который не связан с банковской аналитикой или фондовыми рынками, все равно не сможет «прочесть» приведенные данные. Кстати большинство иностранных банков тоже держат информацию о структуре фондирования в секрете. Однако некоторые стабильные игроки целенаправленно публикуют эти данные для подтверждения прозрачности сведений инвесторам и увеличения своего влияния.

Полезные источники:

  1. Википедия. Определение понятия фондирования.
  2. Фондирование в банках.

Комментарии: 0

Ваш комментарий (вопрос)

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Трескова Клавдия Анатольевна
Автор статьи Клавдия Трескова
Попович Анна Александровна
Консультант, автор Попович Анна
Пихоцкая Ольга Владимировна
Финансовый автор Пихоцкая Ольга

Ваш комментарий (вопрос):

Ваш адрес email не будет опубликован.

Я принимаю условия обработки персональных данных, указанных в Политике конфиденциальности