После ценового скачка 2022 года рынок постепенно остыл, но цены остаются выше докризисных, а покупатели чувствуют давление на бюджет. Власти обсуждают точечные меры — временные потолки и ограничения наценок для соцтоваров, соглашения с производителями и сетями.
На этом фоне снова звучит идея «зафиксировать цены». Расскажем, что это значит, выгодно ли это потребителю в 2025 году и какие риски несет жесткое регулирование.
- Почему в России так резко выросли цены
- Что такое государственное регулирование цен
- Нужно ли в России государственное регулирование цен как в СССР
- Какая ситуация в 2025 году
- Какой опыт регулирования цен в других странах
- Венгрия, 2021–2022: топливный потолок
- Киргизстан, 2021: розничное регулирование подсолнечного масла
- Евросоюз, 2022–2025: энергетические «страховочные» потолки
- Чем еще заменить регулирование цен
- Частичный контроль цен
- Дотации производителям
- Налоговые послабления
- Дешевые кредиты
- Чек-лист для потребителей
Почему в России так резко выросли цены
После событий 24 февраля 2022 года россияне ощутили резкий рост цен на повседневные товары и услуги. Но на самом деле он начался еще в 2020 году из-за пандемии коронавируса и связанных с ним ограничений. Тогда многие производства закрылись, часть компаний ушла с рынка, а оставшиеся были вынуждены поднимать цены из-за роста себестоимости производства.
События 2022 года только добавили дополнительных сложностей тем предпринимателям, чьи производства были «завязаны» на зарубежных технологиях, сырье или расходных материалах. Учитывая повсеместную глобализацию рынков, пострадали абсолютно все в той или иной мере.
Из-за массово вводимых санкций логистические цепочки нарушились. Компании не могут привозить нужные им товары и запасные части, а также сырье для производства. Оборудование изнашивается, и заменить его нечем, и даже обслуживающие его специалисты не могут приехать и починить его.
Владельцы бизнеса в России оказались в трудном положении сразу по нескольким причинам:
- Разрушение партнерских связей с зарубежными рынками;
- Невозможность совершения оперативных денежных переводов контрагентам и компаньонам за рубежом;
- Отсутствие работающих логистических цепочек для доставки зарубежных товаров;
- Невозможность воспользоваться дешевыми кредитами в иностранных банках;
- Заморозка зарубежных активов и т.д.
Санкции сдвинули логистику на запчасти, комплектующие, что ускорило рост издержек, особенно в 2022–2023 годах. К 2025 Россия частично адаптировалась:
- расширили параллельные импортные каналы и перечни товаров;
- растет доля поставок из азиатских стран;
- Минпромторг и регионы используют точечные инструменты стабилизации (временные соглашения, контроль наценок для соцтоваров).
При этом влияние ограничений сохраняется: транспортировка и доступ к отдельным технологиям остаются уязвимыми, а параллельный импорт стал системным, но по ряду позиций дороже прямых поставок.
Что такое государственное регулирование цен
Еще в конце февраля 2022 года депутаты подготовили поправки о начале регулирования цен на товары массового производства. Туда должны были войти продукты питания, строительные материалы, детские товары, лекарства, бытовая химия. Однако, профильные чиновники эту идею не поддержали, и предложение осталось таковым только на бумаге.
Определенные действия все же предприняли: после проведения совещаний, торговые сети были вынуждены ограничить наценку на ряд социально значимых товаров. Конечно, некоторые магазины не захотели сделать этого добровольно, но большинство крупных торговых сетей действительно смогли сдержать цены и отрегулировать их до приемлемого уровня.
РФ — страна с рыночной экономикой, где цена — результат равновесия, своеобразный компромисс между желанием продавца продать и желанием покупателя купить. Цена говорит продавцу, что товар востребован, его готовы покупать даже по повышенной цене, а значит, в него стоит вкладываться. Для покупателя эти данные также важны, так как бытует мнение: чем дороже товар, тем более он качественный.
В чем заключается регулирование цен со стороны государства? Если на рынке нарушается равновесие, например, товара стало меньше или спрос значительно возрос над предложением, то цена начинает расти. В этой ситуации государство может вмешаться, если речь идет о социально значимых товарах.
Что может в этой ситуации сделать государство:
- Увеличить предложение на рынке. Иными словами, государство создает такие условия, при которых производителей (продавцов) становится больше. Это могут быть дотации, низкие проценты по кредитам для бизнеса, социальные контракты, льготы. Причем речь не только о российских, но и зарубежных продавцах. Чем больше производителей в одной нише, тем ниже цена для потребителя.
- Начать жестко ограничивать цены. Это административный способ, который призван ограничить наценку и снизить цены, сделав их меньше рыночных. Для покупателя это хорошо — он получает возможность получать товары по ограниченной, заранее известной цене, потребителей станет больше. Но вот поставщикам это совершенно невыгодно, ведь они не могут продавать в ущерб себе длительное время, и им придется либо уходить с рынка, либо снижать качество продукции.
Со стороны потребителя всегда кажется, что ограничение цен — это хорошо. Но любое вмешательство государства в экономику рынка приводит к тому, что ситуация начинает ухудшаться. Если снизить цены до минимальных, то товара на рынке станет меньше, а вот спрос на него вырастет.
Результатом ограничения цен станет нарушение баланса между покупателями, которых много, и продавцами, которых мало. На рынке появится дефицит, как во времена близкие к распаду СССР.
Например, в 2020-2021 годах Правительство, производители и сети заключили временные соглашения: для сахара зафиксировали ориентиры 36 рублей за кг у производителей и 46 рублей за кг в рознице, механизм продлевали до лета 2021 года. Мера дала короткий эффект стабилизации, но потребовала субсидий и тонкой ручной настройки поставок. СМИ отмечали сбои в логистике сахара и компенсации производителям за поставки по фиксированным ценам
Если бы продавцам было выгодно продавать дешевле, то они бы обязательно сами это сделали. Значит, ограничение цен не просто сделает выпуск товаров менее выгодным, но и возможно убыточным, так как рост себестоимости никуда не денется.
Нужно ли в России государственное регулирование цен как в СССР
Многие сторонники регулирования цен вспоминают СССР, где государство полностью контролировало стоимость товаров. Считалось, что это удобно: цены понятные, социально значимые продукты — дешевые, а предметы роскоши — дорогие.
Но вместе с этим система имела серьезные изъяны:
- Госкомцену приходилось устанавливать цены сразу на тысячи товаров. Делали это чаще всего «по аналогии» или исходя из устаревших затрат, что быстро отрывало цифры от реальности.
- Производители были жестко ограничены. Им невыгодно было развивать технологии или повышать качество: все равно покупали то, что есть, ведь альтернатив не существовало.
- Дефицит стал нормой. Качественные вещи исчезали с полок за считанные часы, и это рождало черный рынок, где спекулянты продавали редкие товары втридорога.
- Появилось и территориальное неравенство: в провинции часто не было элементарных продуктов, и люди вынуждены были ехать в крупные города или договариваться «по знакомству».
В итоге плановая система вызывала недовольство населения и породила массу проблем: дефицит, спекуляции, черный рынок. Поэтому возвращение к жесткому госрегулированию в современных условиях выглядит нецелесообразным.
Какая ситуация в 2025 году
После всплеска 2022 года инфляция к середине–концу 2025 года заметно замедлилась, но все еще остается выше целевых 4%. По оценкам Банка России и оперативным данным, годовая инфляция летом находилась в диапазоне около 8–9%. Например, 8,8% в июле и 8,1% в августе по календарным релизам. А базовый прогноз регулятора на весь 2025 год — 6–7% с возвращением к цели в 2026 году.
На этом фоне 12 сентября ЦБ снизил ключевую ставку до 17% годовых с сохранением жестких условий до устойчивого замедления цен.

График изменения инфляции и ключевой ставки в России с 2013 по 2025 год. Источник: Банк России.
Параллельно обсуждались адресные меры на продовольственных рынках. Власти и депутаты поднимали тему точечных ограничений — от временного контроля цен/наценок на отдельные социально значимые продукты (в частности, картофель на фоне резкого подорожания) до расширения практики «стабилизационных соглашений» между регионами, производителями и сетями. Это укладывается в уже существующие правовые механизмы: при росте цены на социально значимый товар на 10% и более за 60 дней может быть введен временный потолок цен до 90 дней с учетом сезонности.
Важно: речь идет не о полном «возврате к плановой экономике», а о точечных, краткосрочных инструментах на отдельных рынках или об ограничении торговых наценок в исключительных случаях. Тем не менее в публичной повестке летом 2025 года появлялись материалы о рассмотрении более жестких вариантов контроля цен на базовые продукты, что отражало высокие инфляционные ожидания населения и рост издержек у производителей.
В России сейчас действует адресный механизм по ПП №530: при ускоренном росте цен на социально значимые продукты (24 позиции) власти могут на ограниченный срок вводить предельные розничные цены или ограничивать наценки. Инструмент включают только при скачке 10% и более за 60 дней и действует до 90 дней с учетом сезонности. Это временный предохранитель на период ценовых стрессов.
Какой опыт регулирования цен в других странах
Венгрия, 2021–2022: топливный потолок
Венгрия ввела предельную цену на бензин и дизель. Итог: дефицит и очереди, частично из-за сокращения импорта и ажиотажного спроса. В декабре 2022 года правительство отменило потолок по рекомендации национальной нефтегазовой компании MOL, признав «критическую ситуацию» на АЗС.
Позже власти обсуждали возможность точечных вмешательств, но с учетом региональных цен. Урок: длительные жесткие потолки на сложных рынках быстро бьют по предложению.
Киргизстан, 2021: розничное регулирование подсолнечного масла
В ответ на пики цен правительство на короткий срок установило госконтроль розничной цены на масло. Это помогло «остудить» рынок, но мера была временной и сопровождалась другими шагами поддержки. Вывод: краткосрочные точечные меры работают как стабилизатор, если они ограничены по сроку и вписаны в общий пакет политики.
Евросоюз, 2022–2025: энергетические «страховочные» потолки
ЕС согласовал механизм предельной цены на газ в пиковый период, но он ни разу не сработал и в 2025 году обсуждалось его сворачивание. Здесь речь об условном (не автоматическом) инструменте на крайний случай — пример того, как потолки могут быть именно страховкой, а не постоянной административной ценой.
Чем еще заменить регулирование цен
Если говорить о том, а как же можно регулировать цены так, чтобы не наносить ущерба производителям, и при этом поддерживать конечного потребителя, то здесь выдвигают совершенно разные предположения. Дело в том, что в условиях рыночной экономики все события происходят скачкообразно, цены устанавливают достаточно стихийно, и планировать что-то на долгие периоды невозможно.
Какие методы может использовать государство:
Частичный контроль цен
Оно уже у нас действует, и касается ряда социально значимых товаров, опираясь на Постановление Правительства РФ №530. Данное постановление устанавливает предельно допустимые розничные цены на отдельные виды товаров в регионах. Если в каком то субъекте РФ в течение 60 дней цена на какой-либо товар повышается на 10%, то вводят регулирование цены на 90 дней.
К чему приводит на практике: помогает «сбить» пик и выиграть время для логистики и поставок. Риск — если физической доступности товара нет, локальные дефициты сохраняются, и приходится добавлять другие меры (импорт, субсидии).
Дотации производителям
Правительство выплачивает определенные денежные суммы крупным компаниям в обмен на обещание сдерживать цены для потребителя. Таким образом, производитель получает возможность не работать в убыток, и компенсирует свои издержки не за счет покупателя, а за счет помощи от государства.
Эффект такой меры: удерживает розничную цену без ухода бизнеса «в минус», но требует бюджета и четких условий, иначе искажает конкуренцию.
Налоговые послабления
Когда компаниям дается возможность не платить часть налогов вовсе или перенести их на более длительный срок, у них высвобождаются средства, которые можно пустить на наращивание производства и выстраивание новых логических цепочек.
Например, в 2022 году вводили переносы сроков уплаты налогов и взносов, адресные льготы и отсрочки, чтобы высвободить оборотку на перестройку цепочек. На практике это снижает кассовый разрыв, помогает удержать цены без «заморозки», но работает как мостик — нужна параллельная адаптация логистики.
Дешевые кредиты
Центробанк резко повысил ключевую ставку, из-за чего кредиты для населения стали практически недоступны. Но вот для бизнеса действовали особые предложения с льготной ставкой, которые позволяли получать более дешевые кредиты на развитие и расширение производства.
Например, программа «1764» — субсидирование процентной ставки банкам, чтобы выдавать МСП кредиты по формуле «ключевая + не более 2,75 п.п.». В 2025 запустили обновленную версию «1764 v2.0».
В чем эффект: Дешевый оборотный, инвесткредит смягчает ценовое давление со стороны издержек, позволяет не перекладывать весь рост себестоимости в розницу сразу.
Чек-лист для потребителей
Как покупать в условиях точечных мер и госрегулирования:
- Сравнивайте цены в сетях с регулируемыми наценками, например, Магнит, Пятерочка.
- Ищите товары с субсидиями (молоко, хлеб, базовые крупы) — это видно по ценникам и врезкам в торговом зале.
- Следите за новостями о мерах поддержки и ценовых соглашениях на сайте Минэкономразвития и в сообщениях региональных властей, ФАС.
- Проверяйте цену за килограмм и литр, а не только за упаковку — это лучший ориентир для сравнения.
- Рассматривайте собственные марки сетей и локальных производителей — обычно ниже наценка при сопоставимом составе.
- Ищите ценовые дублеры: вместо риса — перловка или пшено, вместо грудки — бедро или голень, вместо йогурта — кефир или простокваша.
- Планируйте покупки по акциям и каталогам, но сверяйте «акцию» с обычной ценой у конкурентов.
- Используйте карты лояльности и промокоды приложений — это часто минус 5–15% к чеку.
- Берите большие упаковки на продукты длительного хранения (крупы, паста, сахар) — цена за килограмм обычно ниже.
- Сезонность решает: овощи и фрукты в сезон дешевле и лучше по качеству.
- Проверяйте сроки годности и условия хранения — экономия не должна идти в ущерб безопасности.
Оформите дебетовую карту ВТБ МИР с кешбэком:

Стоимость от | 0₽ |
Кэшбек | До 50% |
Процент на остаток | Нет |
Снятие без процентов | 2 млн ₽/мес. |
Овердрафт | Нет |
Доставка | Да |
Если видите ценник, который нарушает объявленные ограничения или условия промоакции, фиксируйте фото и обращайтесь к администратору. При необходимости — в ФАС или Роспотребнадзор.
Жесткое ценовое регулирование в 2025 году повышает риск дефицита, серых схем и снижения стимулов к инвестициям — это видно и по историческому опыту, и по современным кейсам. Лучше работают временные и адресные меры: соглашения со сторонами рынка, ограничение наценок на соцтовары по ПП №530, а также дотации, льготы и логистическая поддержка. Они помогают сглаживать ценовые пики без «заморозки» всей системы. Оптимальная стратегия — точечное вмешательство на ограниченный срок плюс конкуренция и повышение производительности в реальном секторе.
А чтобы сэкономить и сохранить бюджет, выбирайте товары с регулируемыми ценами и фиксированными наценками. Также проверяйте актуальные меры поддержки в вашем регионе на сайте правительства и региональных ведомств.
Частые вопросы
Источники:
Комментарии: 1
Статья обновлена. Добавили контекст на 2025 год, уточнили триггеры и сроки по ПП-530, добавили зарубежные кейсы и блок «Чем заменить регулирование». Также оформили чек-лист для потребителей.