После всем известных февральских событий, в России начали активно расти цены абсолютно на все: продукты питания, одежду, бытовую технику и т.д. Некоторые люди уверены, что нужно вводить государственное регулирование цен на определенные категории товаров и услуг, чтобы спекулянты не наживались на обычном населении. Но так ли это выгодно для потребителя, и действительно ли нужно госрегулирование? Давайте разбираться.
Почему в России так резко выросли цены
После событий 24 февраля граждане в нашей стране ощутили резкий рост цен на повседневные товары и услуги. Но на самом деле, он начался еще в 2020 году из-за пандемии короновируса и связанных с ним ограничений, когда многие производства были закрыты, часть компаний ушла с рынка, а оставшиеся были вынуждены поднимать цены из-за роста себестоимости производства.
Нынешние события только добавили дополнительных сложностей тем предпринимателям, чьи производства были «завязаны» на зарубежных технологиях, сырье или расходных материалах. Учитывая повсеместную глобализацию рынков, пострадали абсолютно все в той или иной мере.
Из-за массово вводимых санкций, логистические цепочки оказались нарушены. Компании не могут привозить нужные им товары и запасные части, а также сырье для производства. Оборудование изнашивается, и заменить его нечем, и даже обслуживающие его специалисты не могут приехать и починить его.
Владельцы бизнеса в России оказались в трудном положении сразу по нескольким причинам:
- Разрушение партнерских связей с зарубежными рынками;
- Невозможность совершения оперативных денежных переводов контрагентам и компаньонам за рубежом;
- Отсутствие работающих логистических цепочек для доставки зарубежных товаров;
- Невозможность воспользоваться дешевыми кредитами в иностранных банках;
- Заморозка зарубежных активов и т.д.
По большей части, все санкции западных и других стран направлены на подрыв экономики. И несмотря на бравурные отчеты депутатов о том, что наша страна справилась с действием санкций, то обычные потребители отчетливо видят, что цены в магазинах сильно выросли из-за повышения себестоимости тех же товаров для производителей, и они пытаются компенсировать это за счет покупателя.
Конечно же, россияне недовольны таким положением дел: только по официальным данным инфляция превысила показатель в 14%, при этом заработные платы и пенсии никто не повышал, а некоторые и вовсе остались без работы и источника дополнительного дохода. Некоторые люди начали говорить о том, что неплохо было бы ограничить цены, и что сделать это должно государство.
Что такое государственное регулирование цен
Еще в конце февраля депутаты подготовили поправки о начале регулирования цен на товары массового производства. Туда должны были войти продукты питания, строительные материалы, детские товары, лекарства, бытовая химия и др. Однако, профильные чиновники эту идею не поддержали, и предложение осталось таковым только на бумаге.
Определенные действия все же были сделаны: после проведения совещаний, торговые сети были вынуждены ограничить наценку на ряд социально значимых товаров. Конечно, некоторые магазины не захотели сделать этого добровольно, но в целом, большинство крупных торговых сетей действительно смогли сдержать цены, и отрегулировать их до приемлемого уровня.
Мы живем в стране с рыночной экономикой, где цена является результатом равновесия, своеобразным компромиссом между желанием продавца продать, и желанием покупателя купить. Цена является информацией: она говорит продавцу, что товар востребован, его готовы покупать даже по повышенной цене, а значит, в него стоит вкладываться. Для покупателя эти данные также важны, ведь все мы знаем: чем дороже товар, тем более он качественный.
В чем заключается регулирование цен со стороны государства? Если на рынке нарушается равновесие, например, товара стало меньше или спрос значительно возрос над предложением, то цена начинает расти.
Что может в этой ситуации сделать государство:
- Увеличить предложение на рынке. Иными словами, государство создает такие условия, при которых производителей (продавцов) становится больше. Это могут быть дотации, низкие проценты по кредитам для бизнеса, социальные контракты, льготы и т.д. Причем речь идет не только о российских, но и зарубежных продавцах. Чем больше производителей в одной нише, тем ниже будет цена для потребителя.
- Начать жестко ограничивать цены. Это административный способ, который призван ограничить наценку и снизить цены, сделав их меньше рыночных. Для покупателя это хорошо – он получает возможность получать товары по ограниченной, заранее известной цене, потребителей станет больше. Но вот поставщикам это совершенно невыгодно, ведь они не могут продавать в ущерб себе длительное время, и им придется либо уходить с рынка, либо снижать качество продукции.
Со стороны потребителя всегда кажется, что ограничение цен – это хорошо. Но вот что интересно: любое вмешательство государства в экономику рынка приводит к тому, что ситуация начинает ухудшаться. Если снизить цены до минимальных, то товара на рынке станет меньше, а вот спрос на него вырастет.
Именно этот парадокс мы увидим, конечно, не сразу, но через некоторое время станет очевидно: результатом ограничения цен станет нарушение баланса между покупателями, которых много, и продавцами, которых мало. На рынке появится дефицит, о котором нам много что могут рассказать люди более старшего возраста, которые заставили времена СССР.
Никакого волшебства в экономике нет, если бы продавцам было выгодно продавать дешевле, то они бы обязательно сами это сделали, без указки сверху. Значит, ограничение цен не просто сделает выпуск товаров менее выгодным, а возможно даже убыточным, ведь рост себестоимости никуда не денется.
Нужно ли в России государственное регулирование цен как в СССР
Многие сторонники регулирования цен ссылаются на то, что в Советском союзе регулирование цен со стороны государства прекрасно работало. Все граждане были уравнены в своих возможностях: они четко знали, сколько стоит тот или иной товар, они знали, что точно смогут на него заработать и сколько им понадобится для этого времени.
Социальное значимые товары, к примеру, продукты, были очень дешевыми, а вот предметы роскоши – дорогими. Был даже создан Государственный комитет цен, который определял, что и по каким ценам продавать.
Но здесь было сразу несколько негативных последствий:
- Госкомцен СССР должен был устанавливать стоимость одновременно на тысячи товаров, и никакой научный расчет здесь не мог понять. Чаще всего, цены устанавливали по аналогии с уже существующими товарами, или затратами на его изготовление. Но такие данные быстро устаревали, и не отражали текущую ситуацию в стране.
- Производителям ставили жесткие рамки, по какой цене они должны продавать. Это приводило к тому, что производителю не было резона вкладываться в технологии, расширять ассортимент, улучшать качество. Он производил одно и тоже, потому что знал, что этот товар все равно купят, потому что альтернативы нет.
- Качественная одежда и обувь производились, но в очень небольшом количестве. И они мгновенно исчезали с полок, ровно, как и любой другой товар, который не был рассчитан на широкое потребление.
- По итогу получался дефицит: желающих купить было много, а производителей было очень мало, и все они жестко контролировались государством. Естественно, появляется черный рынок, где продавцы продавали редкие или качественные товара намного выше отпускной цены, здесь царствовали спекулянты.
Мало того, появлялось территориальное неравенство: в некоторых городах нельзя было купить определенные продукты, если они не производились на заводах и фабриках этого региона. Люди были вынуждены приезжать в крупные города за нужными им товарами, платить «сверху» за особые договоренности с продавцами и т.д.
Все это привело к крупным недовольствам со стороны граждан, у которых было множество претензий к плановой экономике, и она действительно имела массу недостатков – дефицит товаров, спекуляции, черный рынок. Государственное планирование и регулирование достаточно быстро изжили себя, и сейчас, в ситуации рынка, возвращаться к прежним проблемам было бы не целесообразно.
Чем еще заменить регулирование цен
Если говорить о том, а как же можно регулировать цены так, чтобы не наносить ущерба производителям, и при этом поддерживать конечного потребителя, то здесь выдвигаются совершенно разные предположения. Дело в том, что в условиях рыночной экономики все события происходят скачкообразно, цены устанавливаются достаточно стихийно, и планировать что-то на долгие периоды невозможно.
Какие методы может использовать государство:
- Частичное регулирование цен. Оно уже у нас действует, и касается ряда социально значимых товаров, опираясь на Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530. Данное постановление устанавливает предельно допустимые розничные цены на отдельные виды товаров в регионах. Если в каком то субъекте РФ в течение 60 дней цена на какой-либо товар повышается на 10%, то вводится регулирование цены на 90 дней.
- Дотации производителям. Правительство выплачивает определенные денежные суммы крупным компаниям в обмен на обещание сдерживать цены для потребителя. Таким образом, производитель получает возможность не работать в убыток, и компенсирует свои издержки не за счет покупателя, а за счет помощи от государства.
- Налоговые послабления. Когда компаниям дается возможность не платить часть налогов вовсе или перенести их на более длительный срок, у них высвобождаются средства, которые можно пустить на наращивание производства и выстраивание новых логических цепочек.
- Дешевые кредиты. Центробанк резко повысил ключевую ставку, из-за чего кредиты для населения стали практически не доступны. Но вот для бизнеса действовали особые предложения с льготной ставкой, которые позволяли получать более дешевые кредиты на развитие и расширение производства.
Подытожим: любое жесткое вмешательство государства в регулирование цен приводит к ухудшению ситуации, ведь производители начинают компенсировать свои потери за счет покупателя. Более правильным выходом из сложившейся ситуации должна стать всесторонняя государственная помощь для предпринимателей, снижение налогового бремени, предоставление льгот и дотаций, социальных контрактов и безвозмездных субсидий.
Частые вопросы
Источники:
Комментарии: 0