Как общаться с коллекторами

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги.

Все должники банков и МФО рано или поздно столкнутся с коллекторами. Сначала кредитор будет пытаться взыскать долг самостоятельно, после безуспешности мероприятия передаст дело коллекторскому агентству. И тут важно знать о негласных правилах общения с коллекторами. Если делать все грамотно, особых проблем взыскатели не принесут.

Рассмотрим самое важное — как общаться с коллекторами. Эти грозные взыскатели часто давят на должников психологически. И если поддаться на их уловки, будет плохо. Ведите себя уверенно, помните о своих законных правах и о том, что говорит Закон о коллекторской деятельности. Все подробности — на Бробанк.ру.

Как правильно общаться с коллекторами

Для начала рассмотрим психологический аспект. Коллектор — человек, которого принято считать выбивателем долгов. Его боятся, его визитов и звонков ждут с трепетом. Большая часть должников точно не в восторге от процесса взыскания и боятся вступления в работу коллекторских служб. Уж больно много плохого о них говорят.

Но есть важный момент — если человек боится коллектора, он от него точно не отстанет. Другое дело — когда взыскатель сталкивается с безразличным поведением должника или с человеком, который знает важные нормы закона и умеючи защищает себя от нападок.

Что важно делать:

  • нужно вести себя со взыскателем уверенно. Не нужно давать ему понять, что это он — хозяин ситуации. Держите себя в руках, не выражайте волнение;
  • дайте понять, что вы в курсе норм закона, знаете свои права и то, какие действия коллектора являются противозаконными;
  • если не планируете платить (нечем, не хотите), так и говорите об этом собеседнику: “Подавайте в суд, ничего вам платить не будут”. Если давать обещания и делать какие-то платежи, от вас отстанут;
  • можете и вовсе написать в коллекторское агентство заявление об отказе по взаимодействию, тогда потревожить вас никто не посмеет. Ниже рассмотрим это право должника.

Если на вас нападают психологически, начинают запугивать, не воспринимайте это близко к сердцу. Вас никто не обязывает разговаривать со взыскателем, вы не должны с ним вести диалог по телефону, не должны впускать в свой дом. Просто обрывайте общение, кладите трубку, и все.

Ну а если намерены подать жалобу за угрозы, тогда, наоборот, не прерывайте беседу, а запишите ее на диктофон, который сейчас есть в любом мобильном. Записывайте, слушайте и пропускайте все сказанное мимо ушей.

По закону коллекторы могут только информировать должника о состоянии долга. Выбивать долги они не правомочны, им такого права не дано.

Коллекторы не правомочны выбивать долги

Как разговаривать с коллекторами МФО

Если речь о долге перед банком, то заемщики редко сталкиваются с неправомерными действиями. Банкиры следят за своей репутацией и сотрудничают только с теми агентствами, которые ведут честную работу, соблюдая нормы закона. Такие коллекторы редко превышают полномочия.

Но если вы должны МФО, ситуация будет несколько другой. Микрофинансовые организации чаще всего сотрудничают с агентствами, которые преступают закон. Часто они имеют собственные отделы взыскания, которые работают не хуже коллекторов, а порой даже жестче.

Дело в том, что банк может взыскать долг через суд. МФО тоже может обращаться в суд, но суммы выдачи настолько малы, что это просто нецелесообразно. Поэтому микрокредиторы привлекают коллекторов, которые более успешно ведут досудебное взыскание, пусть и не белыми методами.

Если вам начинают угрожать коллекторы МФО, если они пишут нелицеприятные вещи в СМС-сообщениях, просто игнорируйте. Вывод вас на эмоции — это тоже часть психологического давления. Игнорируйте, иронизируйте, прекращайте диалог по своему желанию.

Правила ведения диалога

Начнем с того, что по закону коллектор обязан представиться и указать, интересы какого агентства он представляет. Так работают все белые взыскатели. Если визави вдруг “забыл” об этом, напомните ему про законную норму. При этом запишите услышанное (на бумагу, на диктофон). Если вдруг понадобится подача жалобы, это пригодится.

По закону коллектор обязан представиться и указать, интересы какого агентства он представляет

Коллекторы ведут диалог с должником по определенному сценарию и правилам. Они этому обучаются на специальных тренингах. Вот некоторые интересные моменты из методичек коллекторов:

  • уверенная интонация, голос выше среднего;
  • нельзя спрашивать, почему должник совершил просрочку. Это не важная информация, которая только уведет разговор в сторону;
  • задавать вопросы. Кто задает вопросы — тот лидер в диалоге. Если собеседник тоже начинает задавать вопросы, отвечать на них также вопросами. По возможности вообще их игнорировать;
  • получение от должника разной информации любыми путями: где, с кем живет, где работает, какие есть родственники. Все это пригодится для дальнейшего взыскания;
  • важно получить согласие с долгом и добиться того, что должник сказал “Да, я буду платить”. Достаточно будет даже уверения в частичной оплате к определенному числу;
  • рассказать должнику о последствиях невыплаты, уговорить его найти каналы поиска денег.

Задача коллектора — вести диалог так, чтобы он был главным, чтобы он определял русло разговора. В итоге все идет так, как нужно согласно схеме, составленной с учетом психологии должников.

Указанный выше сценарий разговора присущ белым агентствам. Если вы столкнулись с черными, диалог обычно всегда уходит в угрозы и значительное повышение тона. Смысла беседовать нет, можете просто бросать трубку или записывайте разговор.

Советы должникам

Есть некоторые рекомендации, которые помогут вам вести правильный диалог:

  • не истерите. Разговаривайте спокойно. Эмоции — показатель слабости, это обязательно будет принято во внимание;
  • если не планируете платить, так и говорите, не делайте никаких обещаний;
  • не рассказывайте много о себе и своей семье, все сказанное может обернуться против вас;
  • выясните, нет ли для вас индивидуальных условий. Например, если долг продан коллекторам, можно договориться о прощении части задолженности — так бывает довольно часто.

Старайтесь всегда записывать разговоры с коллекторами. Потренируйтесь включать диктофон во время ведения разговора.

Ничего страшного в том, что вам звонит коллектор, нет. Вы ничего ему не должны, вы должны банку. Вы можете и вовсе не разговаривать со взыскателем, санкций за это все равно никаких нет.

Старайтесь всегда записывать разговоры с коллекторами на диктофон

Отказ от общения с коллекторами

Многие должники даже не подозревают, что они могут законно отказаться от общения с представителями коллекторских агентств. Это реально сделать спустя 4 месяца после появления просрочки.

Ознакомиться с приказом о возможности такого заявления и с бланком самого заявления можно здесь. Можно указать как просто отказ от взаимодействия, так и вписать данные своего представителя.

Заполненный бланк передается коллекторскому агентству и банку. Не обязательно делать это лично, можно использовать формат заказного письма с уведомлением. Если после получения заявления коллекторы продолжают вас беспокоить, необходимо подавать жалобу в ФССП.

Если банк решит подать в суд, действие заявления прерывается. Банк снова сможет привлечь коллекторов на срок до 2 месяцев.

Вы можете законно отказаться от общения с представителями коллекторских агентств, написав заявление

Как коллекторам запрещено себя вести

Рассматривая, как разговаривать с коллекторами МФО и банков, нельзя не уточнить и то, что нельзя делать взыскателям по закону. В РФ существует Закон о коллекторской деятельности, в котором указаны следующие запреты:

  • угрожать должнику, давать на него психологически;
  • звонить должнику чаще раза в день, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц;
  • личные встречи — не чаще раза в неделю;
  • контактировать с должником в период 22-8 часов в будни и 20-9 часов в выходные дни;
  • вводить должника в заблуждение;
  • нельзя контактировать с инвалидами 1 группы или с теми, кто находится на стационарном лечении;
  • повреждение имущества;
  • физическое воздействие.

Если взыскатель переходит рамки закона, нужно немедленно на это реагировать. Если оставить все как есть, коллектор увидит слабость должника и будет давить на него еще больше. И наоборот, если тот станет себя защищать, вести себя с ним будут уже более осторожно.

Жалобу можно подать через интернет в ФССП, эта служба контролирует в России деятельность коллекторов. Если вам угрожают, портят имущество, оскорбляют, оперативно пишите заявление в полицию. При любых нарушениях закона — обращайтесь в прокуратуру.

Комментарии: 0

Ваш комментарий (вопрос)

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Русанова Ирина Александровна
Автор статьи Ирина Русанова
Попович Анна Александровна
Консультант, автор Попович Анна
Пихоцкая Ольга Владимировна
Финансовый автор Пихоцкая Ольга

Ваш комментарий (вопрос):

Ваш адрес email не будет опубликован.

Я принимаю условия обработки персональных данных, указанных в Политике конфиденциальности