Как вести домашнюю бухгалтерию

Беспорядочные траты, непогашенные кредиты, действующие кредитные карты, а также ряд других признаков становятся причинами возникновения "дыр" в семейном бюджете. Как итог: при неплохих заработках супружеская пара не может реализовать свои основные цели: купить жилье или автомобиль, отдохнуть летом на курорте или отложить деньги детям на обучение. Ведение домашней бухгалтерии в ряде случаев помогает решить подобные проблемы.

Как вести домашнюю бухгалтерию
Калимулина Ирина Александровна (Русанова)
Автор Бробанк.ру Ирина Калимулина
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению "Банковское дело". С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю "Финансы и кредит". Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru Открыть профиль

Для чего необходима домашняя бухгалтерия

Сервис Бробанк.ру напоминает, что домашняя бухгалтерия представляет собой учет доходов и расходов, которые ведет семья с целью контроля общего бюджета. При этом и одиноким людям будет полезно знать, куда и на что они тратят деньги. Но в большинстве случаев речь идет именно о семье, которая ведет общий бюджет. Учет расходов и доходов ведется для:

  • Экономии средств — когда нормального по региону дохода не хватает на какие-либо цели.
  • Минимизации трат на товары и услуги, без которых семья может обойтись.
  • Накопления определенной суммы для совершения важной покупки.

Ведение домашней бухгалтерии научит распоряжаться деньгами

Причин ведения домашней бухгалтерии может быть масса. Смысл всего этого заключается в том, что человек, таким образом, хочет научиться правильно распоряжаться деньгами. Фиксируя по периодам свои траты, можно наблюдать за прогрессом, если бухгалтерия ведется правильно.

С чего начать

Перед тем как начинать вести домашнюю бухгалтерию, необходимо определиться с целью. Это долгосрочный процесс, поэтому в первые несколько месяцев может не быть никакого эффекта. Многое зависит от того, как человек относится к своим деньгам: есть заядлые шопоголики, которые могут потратить всю зарплату за несколько дней, а есть, кто не успевает следить, на что уходят деньги. И тем и другим следует начать вести домашнюю бухгалтерию.

Какой-либо унифицированной формы ведения учета расходов и доходов, подходящей под все случаи и запросы, не существует. При это чаще всего ведется таблица, в которой выводятся все исходные значения. Таблица выполняет одну основную функцию — наведение финансового порядка с понимаем того, на что уходят деньги, где можно сэкономить, а в каких случаях потратить больше без нарушения баланса.

Как вести таблицу учета доходов и расходов

Самое главное — регулярное заполнение прихода и ухода. Если пропустить один день, то в итоге получится некорректное значение. Супружеская пара, имеющая общий семейный бюджет, должна вести одну таблицу. В противном случае в конце расчетного периода супруги столкнутся с большим количеством расхождений и несоответствий. Как правило, в таблице два основных раздела:

  • Приоритетные траты — коммунальные платежи (съем квартиры) и копилка (касса).
  • Повседневные траты — еда, транспорт, одежда, мобильная связь, развлечения, фастфуд, разовые (редкие) покупки.

Изначально необходимо определиться, сколько именно денег уходит на приоритетные траты в общем. Это так называемые заложенные в бюджет расходы, которые семья делает независимо от размера затрат на остальные категории. Оплата квартиры (К/У) + определенная сумма в общую копилку — обязательные расходы, сумма которых, как правило, фиксированная.

Все траты делятся на приоритетные и повседневные

Повседневные траты — менее важные траты, но без них также сложно будет обойтись человеку. Таким образом, заработная плата (иной стабильный доход) распределяется на все стандартные ежемесячные расходы.

Лимиты по категориям

Подобное разделение имеет примерный вид, так как в отдельных случаях могут присутствовать дополнительные расходы — кредитные карты, алименты, содержание нетрудоспособных граждан. На все эти затраты должны быть выделены лимиты — сумма средств, которую превысить можно только в крайнем случае. К примеру, на еду в месяц семья выделяет 15 000 рублей: при учете каждой покупки сумма общих затрат за один месяц составила 12 500 рублей. Соответственно, остаток можно распределить на другие категории, либо за его счет пополнить копилку.

Если одна категория уходит в минус, можно «взять в займы» у другой категории. Если к концу месяца не получается перекрыть минус, это делается за счет остатка заработной платы — помимо общего общего семейного бюджета, у каждого супруга остаются личные деньги из зарплаты, которые можно распределять по категориям или направлять в общую копилку.

В идеале семья должна укладываться в установленные лимиты. Суммы устанавливаются таким образом, чтобы семья могла в течение месяца жить без «ужимок», не отказывая себе в естественных потребностях. При этом важно ежемесячно пополнять общую копилку, которая служит своеобразной подушкой безопасности.

Проблемы с ведением домашней бухгалтерии

Детализация расходов удобнее всего ведется через мобильное приложение, к которому привязана дебетовая карта. Но проблема заключается в том, что доходы и расходы супругов необходимо сводить в одном месте — общей таблице, в которой подбиваются итоги по каждой категории.

Еще одной сложностью признается динамика цен на продовольственные товары и услуги, без которых современный человек не может обойтись. В итоге, разница между прошлым и текущим месяцами может быть достаточно существенной. Плюс, непредвиденные расходы, которые в жизни молодых семей встречаются достаточно часто.

Учитывайте, что в любой момент могут появиться непредвиденные траты

Приложения и программы для ведения домашней бухгалтерии

Отсутствие эффекта, нежелание заниматься ведением таблицы вручную, путаница в цифрах — причины того, что людям со временем может надоесть вести домашнюю бухгалтерию. Идея о том, что с учетом доходов и расходов жизнь резко измениться в лучшую сторону, обречена на провал. Не экономия приводит к финансовому благополучию, а увеличение дохода. Для тех, кто хочет вести домашнюю бухгалтерию в автоматизированном режиме, разработаны специальные программы и приложения. Наиболее популярные из них:

  • Toshl.
  • Money Wallet.
  • Alzex Finance.
  • Домашняя бухгалтерия.
  • Money Lover: менеджер расходов.
  • Cash Organizer.
  • Дребеденьги: учет расходов.
  • Spendee.
  • Дзен-мани.
  • CoinKeeper.
  • Monefy.
  • MoneyManager.

Для достижения искомого эффекта важно не останавливаться, даже если в течение нескольких месяцев ничего не меняется. Также важно учитывать все расходы, даже самые незначительные: небольшие и неучтенные траты могут по итогам месяца «съесть» часть бюджета. И наконец, необходимо пользоваться максимально точными суммами, так как при приблизительных значениях несколько тысяч рублей будут «пропадать» из бюджета ежемесячно.

Комментарии: 6

По порядку
  1. Полина Круглова

    Давно сотрудничаю удаленно с компанией «Бухгалтерия для вас», намного выгоднее и надежнее обычного штатного сотрудника

    0
  2. Евгений

    Добрый день! Подскажите как делать правильно. Пример: Я получаю зарплату/аванс в течении месяца, все поступления денежных средств фиксирую в приложении учёта финансов, но премию и прочие надбавки за этот месяц получаю только в следующем. Вопрос такой, на какой месяц записывать полученную премию и надбавки? (Возможно такого правила и не существует, но хотелось бы услышать Ваш совет)

    0
    1. Анна Попович

      Уважаемый Евгений, для корректности расчета, полагаем, следует вносить приход по факту его получения на руки.

      0
  3. Дмитрий

    Здравствуйте! Вопрос такой — как вести в домашней бухгалтерии кредиты и займы? Можно по методу бухучёта, где получение кредита не является доходом, а выплата займа не является расходом. Но тогда не будет полной картины. Например, 31 января я занял у друга 10 000 рублей. В феврале получил зарплату 100 000, расходы составили 80 000. Номинальная экономия составила 20 000. Но в этом же феврале я вернул долг. В этом случае, по февральскому денежному потоку у меня осталось 10 000. Несостыковка. С другой стороны, можно получение займа учитывать как доход, а возврат долга — как расход. По денежному потоку всё будет хорошо, но например, потратил я заёмные 10 000 на продукты, а потом в этом же месяце с зарплаты вернул долг. Получается задвоение расходов, равно как и задвоение доходов при получении 10 000.

    0
    1. Анна Попович

      Уважаемый Дмитрий, универсальных правил идеального учета личных финансов нет. Ваша домашняя бухгалтерия должна отражать исключительно ваше удобство подсчета. Если вы взяли в долг средства, например, учитывайте их сразу как расход, поскольку по сути эти средства это ваша гарантированная трата.

      0
      1. Karry

        Подскажите, использую систему фондов в личных финансах. С каждого прихода сразу откладываю деньги в % отношении и заношу из в таблицу как расходы.

        Вопрос: если происходит трата из к-л фонда, как ее учитывать в таблице доходов/расходов? Если записать просто как покупку той или иной категории, то происходит заявление (1 — в момент откладывания/накопления в целевой фонд; 2 — в момент траты из этого фонда).

        С одной стороны хочется получить реальную картинку своих расходов, с другой хочется понимать сколько было отложено денег за период

        1
  4. Показать все