Каким образом мошенники чаще всего похищают деньги у граждан

По информации ЦБ, в 2022 году большая часть несанкционированных банковских операций была связана с оплатой покупок в сети Интернет. Как и прежде, основной инструмент мошенников – это социальная инженерия.

Каким образом мошенники чаще всего похищают деньги у граждан
Пихоцкая Ольга Владимировна
Ольга Пихоцкая Руководитель поддержки и эксперт по финансовым продуктам
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@brobank.ru Открыть профиль

По сравнению с 2021 годом объем транзакций, проведенных без согласия владельца счета, увеличился на 4,29%. В это же время продолжали активно развиваться новые дистанционные платежные сервисы, а объем переводов с использованием карт и других электронных средств платежа вырос на 39%.

Вместе с тем российские банки расширили комплекс мер для борьбы с мошенничеством, благодаря чему количество незаконных операций в 2022 году уменьшилось на 15,31% в сравнении с предыдущим годом. При этом в Центробанке отметили, что активность злоумышленников в сфере онлайн-платежей пошла на спад и переориентировалась на мобильный и Internet-банкинг.

Когда мошенники получают доступ к дистанционным сервисам, они могут снять средства со счета жертвы, а также оформить кредит на ее имя. По этой причине наибольший ущерб в 2022 году был нанесен пользователям систем дистанционного банковского обслуживания – 9,3 миллиарда рублей.

Для преступников основным методом воздействия на человека по-прежнему остается социальная инженерия. На потенциальную жертву оказывается психологическое давление, под влиянием которого она по собственной воле переводит средства на счета злоумышленников или раскрывает персональные данные, предоставляющие свободный доступ к личным сбережениям.

Если в 2021 году доля таких транзакций составляла 49,4%, то годом позже она выросла до 50,4%. По подсчетам Центробанка, в 2022 году средняя сумма каждого из фактов хищения средств с помощью приемов социальной инженерии увеличилась. В свою очередь, это привело к общему росту ущерба по несанкционированным банковским операциям. Кроме того, жулики начали активнее применять в своих схемах мобильные приложения и социальные сети.

В рамках борьбы с мошенничеством в 2022 году ЦБ заблокировал свыше 756 тысяч подозрительных номеров телефонов (в 4 раза больше, чем в 2021 году). Этот показатель стал максимальным с 2019 года.

Кроме того, регулятор рекомендовал банкам ограничивать на время дистанционный доступ к счетам гражданам, информация о которых имеется в ФинЦЕРТ ЦБ РФ. Комплекс этих мер позволил заметно сократить количество транзакций, совершенных без согласия клиента.

Портрет типичной жертвы мошенников

Несмотря на то, что каждый россиянин может оказаться обманутым, в Центробанке составили портрет потенциальной жертвы финансовых мошенников. По результатам опроса были установлены признаки наиболее уязвимой категории граждан:

  • городской житель;
  • возраст – 25-45 лет;
  • мужчина, имеющий среднее образование, работу и средний уровень дохода;
  • активный пользователь online-сервисов банка.

Согласно статистическим данным, мужчины более подвержены мошенническому воздействию (50,4% против 49,6% среди женщин). При этом городские жители чаще становились жертвами обмана, чем люди, проживающие в селах (75% и 25% соответственно). В 37,4% случаев в сетях злоумышленников оказывались россияне в возрасте 25-44 лет.

Чаще всего поддавались на мошеннические уловки граждане, имеющие среднее образование (48%). Излишне доверчивых россиян с высшим и общим образованием оказалось намного меньше (28,9% и 23,1% соответственно).

Комментарии: 0